В читальном зале представлена тематическая выставка «Исторический роман».
Сюжет такого романа, как правило, строится на реальных событиях с привлечением исторических личностей, но не ограничивается ими. Благодаря истории люди поняли, что каждый период имеет свои отличительные черты, бытовые условия, единство культурных норм и правил. В начале XIX века появилось множество романов, основанных на исторических событиях. Авторы таких произведений преследовали определённую цель: погрузить читателя в какую-либо историческую эпоху. Как правило, это делалось при помощи фигуры центрального героя - личности романтической, противоречивой и бунтарской. Основоположником жанра исторического романа принято считать Вальтера Скотта, которого А. С. Пушкин назвал «шотландским чародеем». Именно с романов В. Скотта начинается популяризация исторических романов в мировой литературе. Сюжеты для своих произведений В. Скотт заимствовал из шотландской, английской и общеевропейской истории. В. Скотт сумел создать очень правдоподобных героев. В его романах есть место как реальным историческим личностям (например, Ричарду Львиное Сердце в «Айвенго»), так и героям фольклора (Локсли в «Айвенго»), вымышленным персонажам (Айвенго в одноимённом романе). Писателю удалось органично включить вымышленных героев в реальный исторический контекст. Созданию исторического романа всегда предшествовала тщательная подготовка. Писатели не только отправлялись в места действия своих произведений, но также изучали исторические документы. Исторический роман и историческая проза в целом оказали огромное влияние на дальнейшее развитие как общеевропейской, так и русской литературы. Обращаясь к историческому прошлому, писатели пытались найти ответы на вопросы настоящего. К этому жанру в той или иной мере обращались А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, М. А. Шолохов и др. Известные исторические романы: В. Скотт. «Уэверли», «Айвенго», «Роб Рой»; А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»; В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери»; П. Мериме. «Хроника царствования Карла IX»; А. Дюма-отец. «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетёра»; Г. Флобер. «Саламбо».