Леонид Андреев: что стоит прочесть у Леонида Андреева

Леонид Андреев (1871-1919) - один из необычных и ярких писателей в отечественной литературе. Во многом из-за того, что ему была подвластна короткая, но ёмкая форма серьёзного рассказа, а кроме того, это чуть ли не единственный представитель литературного направления экспрессионизм в русской словесности. Относясь к плеяде "великих орловцев" (Тютчев, Лесков, Тургенев, Бунин), Андреев всегда оставался как бы в их тени, а между тем это один из самых самобытных писателей дореволюционной эпохи. По смысловой тяжести и мрачности своих текстов с Андреевым может сравниться разве только Платонов и Достоевский, но у Достоевского хотя бы есть спасение в виде веры. Андреев во многом хорош своей болезненной реакцией на происходящие в начале века войны, катастрофы, и революции и его творчество отличное свидетельство того предчувствия апокалипсиса, которым жила интеллигенция начала XX века.
Андреев очень специфический писатель и будет понятен далеко не всем, да и лёгким вечерним чтением перед сном его книги не назовёшь. Такова судьба всей модернистской литературы. Поэтому для всех, кто не знаком с Андреевым есть два его произведения, своего рода маркеры, прочтение которых определит: насколько Андреев ваш.

Рассказ "Бездна"

 «...и чёрная бездна поглотила его». Последние строчки этого небольшого рассказа, как и само произведение в своё время вызвало настоящее бурление в обществе, доходящее до скандала. Повествование о том, как бездна берёт верх над нутром при виде преступления, и сама выливается наружу опасной тьмой.
Повесть "Жизнь Василия Фивейского" А вот тут уже старая добрая тематика человека и Бога через призму мира и мировоззрения, где Бога нет. Повесть страшная по своей фабуле: история про священника, который разочаровался и потерял бога. По сути, священник проходит самое настоящее грехопадение, потребляя почти все смертные грехи, а вместе с тем умирает и последний шанс на спасение: крохотная надежда в душе. При всём ужасе, есть очень сильная сторона повести - это глубокий психологический анализ.

Продвинутая стадия знакомства

Если вам понравились предыдущие произведения, вы почувствовали настоящий катарсис, то можете продолжить знакомство с Андреевым, ибо он отличный певец тёмной стороны человека.

Повесть "Иуда Искариот"

Иной взгляд на библейского персонажа Иуду. Для тех, кто придерживается строгих христианских взглядов, эта повесть может стать несколько оскорбительной, ибо полностью меняет представление не только об Иуде, но и о Христе. Во-первых, Христос представлен скорее как античный революционер-социалист, мечтающий о равенстве для всех. Его партийная ячейка - апостолы, вечно сомневающиеся и боящиеся решительных действий. И только Иуда истинно верит в Христа. Предательство Иуды - это не предательство, а коренной толчок к началу революционных изменений. Есть даже прозрачные намёки, что сам Христос попросил Иуду, как любимого ученика сослужить ему эту службу.
Интересен и сам образ Иуды. Он больше похож на уголовника, попавшего в революционный кружок и готовый действовать совсем другими методами, нежели теоретики-идеалисты. Складывается впечатление, что Андреев писал не про библейскую историю, а про свою современность, наблюдая за революционной деятельностью в России в начале XX века.

Рисунок Л. Андреева

Рассказ "Красный смех"

Произведение стало откликом Андреева на ужасы Русско-японской войны 1904-1905 годов. В духе экспрессионизма автор описал ужасы войны через призму художественного виденья. Красный смех - это символ того, что происходит во время боевых действий, и то безумие, которое охватывает человеческую жизнь. Надо понимать, что Андреев никогда не воевал, а потому это произведение про другое: попытка осознать и понять, как люди вообще способны убивать друг друга.

Портрет Андреева, написанный И. Репиным

Повесть "Рассказ о семи повешенных"

А вот это уже произведение с двойным дном. Андреев задаётся вопросом: на сколько человек имеет право отнимать жизнь у другого, если тот убил? Произведение писалось во время жуткой антиреволюционной борьбы царского правительства и столыпинских реформ - вешали регулярно. По фабуле повести происходит судебный процесс над боевой группой эсеров, которые совершили неудачное покушение на чиновника. Андреев мастерски показал, как инстинкт жизни сталкивается с инстинктом смерти, рассказав о последних днях революционеров. Одной из сильнейших сцен является прощание перед казнью сына с отцом. На её счёт Толстой сказал, что даже он подобного не мог позволить в своей литературе.

Первое издание пьесы "Царь Голод"

Пьеса "Царь голод"

Эта пьеса - самая характерная из андреевского наследия. Однако и другие пьесы заслуживают внимания. Между тем, его драматургия - это одни из первых попыток модернистского осмысления привычного и древнего искусства. Орловский писатель был отличным драматургом, создавая пьесы в новом стиле. Его иногда называли "русским Ибсеном" за мощный пафос и новаторства в театральном жанре.
Отзывы современников на драматургию Андреева неоднозначны.

Андрей Белый: «Я не могу забыть того подъёма, с которым я читал это замечательное произведение. Как сорвавшаяся лавина проносится перед нами „Жизнь Человека“. Как сорвавшаяся лавина, вырастает в душе гордый вызов судьбе. Как сорвавшаяся, пухнущая лавина растет, накипает в сердце рыдающее отчаяние».
Александр Блок: «Да, отчаяние рыдающее, которое не притупляет чувства и воли, а будит, потому что слова человека громки и победоносны. Я чувствую в этой пьесе твёрдую уверенность, что победил Человек, что прав тот, кто вызывал на бой неумолимую судьбу».