Сайт городской газеты "Вечерний Барнаул" опубликовал материал Юлии Новолиной, посвященный деятельности школьного лесничества "Школа лесных наук", созданном на базе Колледжа агропромышленных технологий Алтайского государственного аграрного университета.

 

Научная ориентация
«Школа лесных наук» – детище директора колледжа агропромышленных технологий, старшего преподавателя кафедры ботаники, плодоовощеводства и лесного хозяйства АГАУ Михаила Савина. В юношестве он сам был лидером школьного лесничества с аналогичным названием в Новичихинском районе. Спустя годы практику внедрил в Барнауле, вдохновляясь примером своей мамы – заместителя начальника Токаревского лесохозяйственного участка ООО «Новичиха лес».

– Обычно при школах такие объединения существуют в формате дополнительных курсов или факультативов, – рассказывает Михаил Савин. – У них всегда два наставника – педагог, как правило, учитель биологии, и куратор от предприятия. Первые дают теорию, вторые – практику. При коллеже у нас есть возможность объединить эти направления на одной площадке.

Ещё одно отличие в том, что в школах с детьми начинают работать с пятого класса и в первую очередь знакомят с природой в целом, её взаимосвязями, лесом, породами деревьев. Детей ориентируют на экологически правильное поведение: с ними развешивают скворечники, подкармливают птиц, наблюдают за природой. Постепенно их начинают привлекать к практической и исследовательской работе. В лесничестве при университете всё-таки больше заинтересованы в научной стороне вопроса и глубоком изучение леса.

«Школа лесных наук» состоит из студентов колледжа, тем не менее лесничество имеет статус школьного – в него вступают ребята, которым ещё не исполнилось 18 лет. На прошлой неделе они выезжали на территорию Барнаульского лесничества близ остановки «Кордон».

– Здесь заложена серия постоянных пробных площадей, где ежегодно осуществляем мониторинг продуктивности насаждений, их состояния, – поясняет Михаил Савин. – Тут и студенты отрабатывают навыки, и ребята школьного лесничества. Учатся работать с измеренными приборами, которые применяются в лесной науке. Сейчас, например, с помощью мерной вилки измеряют диаметр стволов деревьев.

Результаты нужно заносить в специальные бланки напротив определенного номера – каждому дереву присвоен свой и зафиксирован на коре. Параллельно следует оценивать наличие или отсутствие усыхающих ветвей в кроне, цвет хвои, наличие на стволе грибов, дупел и трещин, что отражает состояние древесины. Начинающим лесоводам непросто охватить вниманием все показатели сразу, как это с легкостью делает их наставник. Но не расстраиваются и стараются следовать его подсказкам и указаниям – всё придет с опытом.

Первая ступенька
Создавая школьное лесничество, в АГАУ стремились развить преемственность поколений начинающих экологов. Это старт для ребят, стремящихся попасть в студенческий отряд «Рысь» или поступить в вуз на направление подготовки, связанное с лесным делом, которого в колледже пока нет.

Так, Александра Кузнецова учится на агронома, но тяготеет к лесным наукам – увлеклась ими, ещё учась в сельской школе. Колледж помогает ей расширить компетенции и подготовить базу для вступления в «Рысь».

– В силу возраста экоотряд для меня пока недоступен, а лесничество – вполне, – отмечает Александра. – Здесь я под другим углом взглянула на лес, он совсем по-новому раскрылся передо мной. Стала обращать внимание на его плотность, кору деревьев и её состояние. Такие факторы никогда ранее во внимание не брала.

В принципе, это и есть основные задачи «Школы лесных наук» – показать разнообразие природы, постараться заинтересовать в изучении и сохранении её лесного богатства, а также научиться использовать полученные данные.

– Во время практических занятий ребята собирают материал, который обрабатывают потом в кабинетах, анализируют и обобщают. Всё это пригодится и в дальнейшем обучении, и в практической стороне жизни в целом. На основании полученных результатов ребята пишут и защищают научно-исследовательские работы, выступают на слётах школьных лесничеств, – поясняет Михаил Савин.

В прошлом году третьекурсница колледжа агропромышленных технологий Софья Румянцева участвовала в таком слёте. Девушка познакомилась с единомышленниками из районов края, поделилась с ними своим опытом и узнала много нового для себя.

– Представляя «Школу лесных наук», мы показывали свои умения на практике и заняли много призовых мест, – улыбается Софья. – У нас есть знания в части предотвращения и борьбы с лесными пожарами, мы различаем многие виды растений и породы деревьев, умеем ориентироваться в лесу, можем дать общую характеристику леса. Например, сейчас находимся в свежем бору с хорошим древостоем, видим большое разнообразие пород – здесь не только сосны, хотя их большинство. Всё это важно знать, ведь лес – наш второй дом.

К слову, представители школьного лесничества принимают участие в реализации проекта «Влияние гидротермического режима почв на устойчивость сосновых насаждений в условиях техногенного загрязнения» в рамках гранта Российского научного фонда. В течение полевого сезона на пробных площадях выполняется комплекс работ по изучению лесных насаждений: таксация древостоев и подроста, учёт естественного возобновления, описание растительного покрова, оценка рекреационной нагрузки. В процессе выполнения работ ребята под руководством ученых АГАУ отрабатывают навыки практической оценки древостоев.

Работая на территории Барнаульского лесничества, юные экологи «Школы лесных наук» помогают профессионалам отрасли вести хозяйство. В частности, дают знать, если обнаруживают свежеспиленные неклейменые пеньки. Это становится сигналом для проведения проверок.

4