После войны в коллективе Алтайского сельскохозяйственного института работало 99 участников Великой Отечественной войны. Имена всех солдат известны. В коридоре второго этажа на мемориальном стенде мы каждый день их видим и вспоминаем. Вторая мировая война – самая страшная катастрофа ХХ века. В кабинете истории кафедры «Гуманитарные дисциплины» хранятся воспоминания сотрудников Алтайского государственного аграрного университета, которые в годы войны были детьми. Воспоминания современников событий – один из самых сложных и интересных исторических источников. Воспоминания – это исповедь, оправдание, обвинение, раздумья личности. Воспоминания несут «дух» эпохи, настроения, позволяя нам вжиться и прочувствовать то время, в котором жили люди.

В годы Великой Отечественной войны в ходе карательных операций было уничтожено более 216 тысяч детей. В тылу вся огромная работа для нужд фронта легла на плечи детей и женщин. Кафедра «Гуманитарные дисциплины» публикует фрагменты воспоминаний сотрудников нашего университета, которые рассказывают нам о тяжелом военном времени. Авторский стиль сохранен.

Цымбалист Василий Арсентьевич, Заслуженный изобретатель Российской Федерации, сотрудник кафедры «Физики» АГАУ: «Первыми в наш посёлок приехали немцы с Краснополья на двух грузовых машинах и трёх мотоциклах. Машины остановились возле конторы, а мотоциклисты проехали по всему посёлку и немец на русском языке объявил, чтобы все быстрее шли, где стоят машины. Все квартиры оставить открытыми, а те, кто не придёт, будет расстрелян. Пришли все жители посёлка, а это более 100 человек и переводчик сказал, что Москва скоро падёт и 7 ноября будет парад на Красной площади немецких войск. ...Многие взрослые и молодежь от 14 и более лет уходили в партизаны. ...Более двух лет пришлось жить рядом с оккупантами. Не было мыло, соли, обуви и т.д. Жизнь была очень тяжелой. Часть жили в землянках в лесу рядом с партизанами. 26 августа 1943 г. наш район освободили от немцев, погибло много наших солдат».

Лисова А.К., доцент кафедры «Растениеводства, селекции и семеноводства»: «В 1942-1943 гг. два года подряд в Поволжье, где мы жили (д. Скриниковка Ульяновской области) была сильная засуха. Много жителей деревни погибло. Питались крапивой, листьями свеклы, липы, хлеб пекли из семян лебеды, пироги – из картофеля (вместо теста тертый сырой картофель, начинка – вареный картофель). Весной, после схода снега, собирали мерзлый картофель и пекли лепешки».

Приходько Александра Николаевна, заведующий кафедрой «Ботаника, физиология растений и сельскохозяйственная микробиология» АГАУ (1975 –1985 гг.): «Мне было тринадцать лет, училась в 7 классе Бобровской школы в селе Бобровка Первомайского района Алтайского края. ...Нас постоянно посылали работать в Бобровский леспромхоз, зимой. Там шла заготовка леса. А мы убирали снег возле деревьев, носили ветки в кучу. Летом нас возили в колхоз «Сорочий лог» там участвовали в посеве, прополке, уборке урожая. У нас были отличные учителя, которые не только учили, ещё организовывали самодеятельность. В 8-10 классах даже ставили спектакль: «Так и будет» это о том, как девочки провожали мальчиков в 16-17 лет на фронт. А потому как в 10-м классе в жизни так было. Девочки, что повыше, одевали гимнастерки и брюки. Хор пел замечательные песни: «Бьется в тесной печурке огонь...», «Тёмная ночь» и много других. Были мы взрослее своих лет. Понимали: «Нам надо много работать, чтобы победить фашистов».

Семенова Клавдия Матвеевна, лаборант кафедры «Зоологии и ветеринарии»: «1941 год никто не знал и никто не ждал. За одну неделю забрали всех ребят и мужчин до 50 лет. Забрали всех лошадей. Остались одни бабёнки и девчонки. Надо было считать скот, а коров было до 100 штук и стадо овец и нас 5 девчонок и два парня – один храмой другой глухой – направили сопровождать животных (чтобы не достались немцам) в Горьковскую область и вот мы погнали. По 20-25 км в день проходили пешком по полям, по болотам. Надо было их накормить, напоить, подоить и чтобы всех сохранить, а у них 4 ноги, они бежали куда попало, а мы за ними. Прошли Калининскую обл. Ярославскую, дошли до Горьковской за 2,5 месяца. Ноги все изодрали, в бане ни разу не мылись, только в ручейках успевали насекомых вытряхнуть и так дошли. Одна только коровушка упала с места где-то под г. Рыбинском. Домой вернулись, местечко наше было окружено немцами с 3 сторон. Под Москвой немцы г. Калинин, г. Клин, Лихославль, Малая Вишера, Большая Вишера. Ленинград был блокирован никакой связи, на наше Бологое в 8:00 ... налетели туча немецких черных истребителей, бомбили, живого места не было. Нас всех подростков мобилизовали на оборонные работы. Рыли окопы противотанковые рвы. Зимой пилили дрова и грузили в вагоны по пояс в снегу. ...Вечерами я успевала учиться на курсах медсестер. За 6 месяцев окончила, получила удостоверение и с таким желанием бегала разгружать раненых, делать перевязки, накладывать гипсы. В госпитале мне предложили увезти мужчину инвалида без ног безродного в дом инвалидов подо Ржевом. Была договоренность как встречать. Когда объявили станцию Ржев, я с ужасом смотрела на голый пустырь с черными трубами из земли, из которых появлялся дымок. Города не было, домов не было, только обгорелые кочки».

Осминкина Александра Егоровна, сотрудник кафедры «Экономико-математических методов и вычислительной техники»: «Вскоре стали приходить похоронки, которые оплакивались всем селом. Встречая с фронта раненых солдат, спрашивали: «А наш-то когда придет?» или «А вы нашего там не видели?». А их все не было и не было. Многие так и не знают место захоронения своего близкого родного человека. Все больше появлялось вдов и осиротевших детей. Где было взять силы, чтоб преодолеть это? ...В годы войны была задействована вся живая сила. На коровах боронили весновспашку. И эта же корова должна ещё кормить семью молоком и 300 л. от нее надо было сдать молока в государство. ...Военного лиха хватило всем и трудно подсчитать, кому его досталось больше, кому меньше».

Калитина Н.Л., ст. преподаватель кафедры «Скотоводства и коневодства»: «Родители в военные годы много работали. Мама была телефонисткой, дежурила сутками. Об отце и говорить нечего: мы его редко видели дома. Растила нас бабушка Евдокия Яковлевна, маленькая, сухонькая с ясными, добрыми глазами. И как она управлялась одна с двумя малышами? Жить нам было нелегко: молока почти не было, хлебные карточки приходилось менять на булочки, чтобы нас прокормить. Когда мы немного подросли, стали ходить в детсад. Это как-то помогало пережить трудные военные времена. ...Ещё мне запомнился теплый майский день. Мы с группой были на прогулке. Дети есть дети: бегали, играли, визжали. Вдруг прибегает кто-то из взрослых и кричит: «Война кончалась!» Воспитатели заплакали, стали обниматься. Мы, дети, плакали вместе с ними, не понимая, что случилось. Так встретила я День Победы – 9 мая 1945 г. ».