Ученые Алтайского государственного аграрного университета к.б.н., доцент кафедры общей биологии, биотехнологии и разведения животных Ирина Кондрашкова, к.б.н., доцент кафедры морфологии, хирургии и аку-шерства Ольга Мальцева и к.с.-х.н., доцент кафедры почвоведения и агрохимии Татьяна Шпис провели насыщенную программу региональной образовательно-проектной профильной смены «Проектная деятельность в науках о жизни» для учащихся 8-10 классов в Региональном центре выявления, под-держки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Республике Алтай «Алтай. Сириус».

Профильная смена прошла с 7 по 14 июня. Программа обучения включала в себя теоретическую подготовку, аналитическую работу, выездные экспедиции для сбора биоматериала и лабораторно-исследовательские работы по теме проекта.

Работа проходила по 3 направлениям: биологического профиля - «Использование лихеноиндикации для оценки состояния окружающей среды в Республике Алтай», «Показатели пищевых яиц разных категорий» и химического профиля – «Мониторинг экологических показателей качества воды открытых водоемов Республики Алтай».

Команда в составе 5 школьников под руководством наставника к.б.н., доцента кафедры морфологии, хирургии и акушерства Ольги Мальцевой проводила оценку состояния окружающей среды методом лихеноиндикации (биоиндикация по лишайникам) в Парке Победы города Горно-Алтайска и в Ботаническом саду села Камлак Республики Алтай. Вместе с ученым АГАУ ребята составили коллекцию лишайников разных видов с обоих участков.

«Школьники проявили большой интерес к исследовательской и проектной работе. Мы уже разработали темы будущих исследований, в частности по болезням кошек. Планируем совместную работу с Факультетом ветеринарной медицины Алтайского ГАУ!», - сообщила Ольга Мальцева.

Команда школьников под руководством к.б.н., доцента кафедры общей биологии, биотехнологии и разведения животных Ирины Кондрашковой работала над проектом «Показатели пищевых яиц разных категорий». Ребята изучили классификацию и маркировку пищевых яиц, узнали какие требования предъявляет ГОСТ к разным категориям этого продукта.

«Юные исследователи с большим интересом проводили опрос респондентов по предпочтению и различению ими яиц разных категорий. Особенно увлеченно участники проекта определяли состояние скорлупы на скрытые дефекты и степень ее мраморности с помощью просвечивания на овоскопе, исследовали количественные показатели яиц и их компонентов (желток, белок и скорлупа), проводили сравнительный анализ яиц разных категорий по полученным данным. После проведенных лабораторных исследований ребята обрели навыки биометрической обработки экспериментальных данных и научились интерпретировать полученные результаты», - рассказала Ирина Кондрашкова.

Еще одна группа ребят, работая над проектом химического профиля «Мониторинг экологических показателей качества воды открытых водоемов Республики Алтай» под руководством к.с.-х.н., доцента кафедры почвоведе-ния и агрохимии АГАУ Татьяны Шпис, исследовала воду из рек Катуни, Усть-Семы, Майма и озера Манжерок.
Школьники определяли органолептические, физико-химические и химические показатели качества воды, сравнивали с показателями водопроводной воды. Ученый АГАУ научила ребят использованию методов количественного и качественного определения параметров воды, базовым компетенциям ухода и калибрования приборов, используемым в работе. Общую жесткость воды определяли с помощью портативного прибора, а также методом титрования.

«В результате проведенной работы мы установили, что самая загрязненная вода по многим показателям - это вода из озера Манжерок, которую не рекомендуется использовать даже для технических целей. Результаты данной работы имеют практическое значение и могут использоваться для привлечения внимания общественности и органов местной власти к сложившейся проблеме озера Манжерок и проведению мероприятий по улучшению экологического состояния открытых водоемов», - отметила Татьяна Шпис.

В заключение образовательно-проектной профильной смены 13-14 июня состоялась успешная защита проектов юными исследователями.

На торжественном закрытии смены министр образования и науки Рес-публики Алтай Ольга Саврасова вручила ребятам сертификаты участников профильной смены, а их научным руководителям – благодарственные письма от руководства Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Республике Алтай «Алтай. Сириус».