Учебная деятельность

В занятии приняли участие студенты первого курса Экономического факультета и Факультета природообустройства при методической поддержке доцентов кафедры гуманитарных дисциплин Ирины Николаевны Каланчиной и Татьяны Александровны Артамоновой.

Студентки Алина Ерамасова и Полина Бизяева выступили перед студентами гр. 636 с интерактивной лекцией «Творцы и мыслители России», посвященной достижениям в науке и технике многих поколений ученых и изобретателей в истории нашей страны.

Как отметили участники занятия, раньше о многих открытиях и их авторах они никогда не слышали. Например, о Борисе Якоби (1801-1874), построившем в 1834 году действующую модель электродвигателя, который позже в усовершенствованном виде применили для создания первого в мире электрического катера, трамвая и прототипа электропоезда. Впервые, как оказалось, услышали ребята имя Михаила Остроградского (1801-1862), российского математика, открывшего «принцип наименьшего действия» ‒ жемчужину теоретической механики. Руководствуясь этим принципом, можно в математических уравнениях отобразить движение сколь угодно сложной системы колес, рычагов, кулис и т. д.; можно языком математических символов описать любой механический процесс. Уравнения, основанные на принципе Остроградского, подсказывают инженерам пути наилучшего разрешения стоящих перед ними задач. Перу Остроградского принадлежит еще целый ряд блестящих трудов по теоретической механике: теория удара, составление уравнений движения упругого тела, исследование распространения волны на поверхности жидкости и т. д.

В конце занятия первокурсники обсудили такие вопросы, как почему современная молодежь мало знакома с открытиями и изобретениями отечественных ученых, инженеров и конструкторов и что нужно сделать, чтобы изменить эту ситуацию? Были предложены разные варианты, например, проводить специальные конкурсы, организовать в общественном транспорте трансляцию с рассказами о выдающихся изобретателях и ученых, внесших вклад в развитие не только российской, но и мировой науки. Денис Дмитриев отметил: «На самом деле современной молодежи очень интересно знать историю развития науки и техники в нашей стране и здорово, что сейчас у студентов первых курсов есть прекрасная возможность получить такие знания в рамках новой дисциплины ˮОсновы российской государственностиˮ!».