Краевая аграрная газета "Алтайская нива" в №48 (1062) от 6-12 декабря 2023 г. (С. 12-13) опубликовала интервью  ректора Алтайского государственного аграрного университета Николая Анатольевича Колпакова известному журналисту Глебу Колесникову.

Алтайскому государственному аграрному университету – 80 лет. Его ректору на днях исполнилось 60. Николай КОЛПАКОВ – человек, достаточно открытый, скорее «не кабинетный» и в меру оптимист. Наше интервью, надеюсь, это подчеркивает.

Не игрушки

- Николай Анатольевич, вы сейчас студентам лекции читаете?

- В этом году часов не ставили, а вообще, да. У меня четверть ставки преподавателя: лекции, экзамены, дипломники у меня есть.

- Материал подаете с огоньком?

- Об этом надо бы студентов спросить...

Я стараюсь строить лекции в диалоге. Обычно говорю: «Ребята, сейчас я буду заставлять вас думать!». Вообще, занятия для меня – отдушина от административной работы. Переключаешься, попадаешь в другую атмосферу – социум, который для меня особенно важен. Хочется думать, что я могу дать будущим специалистам новые знания, исходя из простых вещей.

Читаю курс по овощеводству. И это не просто буквы на бумаге – три года производственного стажа, аспирантура в Тимирязевке, хорошие контакты с фермерами-овощеводами края. Стараюсь всегда бывать у них, чтобы понимать, как развивается отрасль. Передаю знания ребятам.

- Думаю, вам досталось сложное время, учитывая, как молодежь относится к учебе и будущей работе в АПК. Студентов приходится учить в игровой развлекательной форме, словно малышей?

- Не хочу брюзжать. В системе образования я с 1991 года, видел, как все менялось, разные поколения. Мои вчерашние студенты, которые сегодня работают молодыми преподавателями, также отмечают, как сильно изменился менталитет нынешней молодежи.

Да, встречается поверхностное отношение к учебе, а начинается это со школы. Школьник и студент разучились думать, разговаривать, последовательно излагать свои мысли, утратили глубину русского языка. Порой экзамены превращаются из-за этого для преподавателей в пытку.

- Вы как-то сказали, что вам обидно, когда АГАУ винят в нехватке кадров на селе.

- Обидно – неподходящее слово. Мы действительно образовательная организация, которая обеспечивает кадровое обеспечение и научное сопровождение отрасли. Однако результат во многом зависит от количества и качества абитуриентов.

- Как всхожесть семян?

- Именно так. Подготовка и мотивация абитуриентов очень важны. Наша проблема в том, что основная часть ребят традиционно приходит из сельской местности, где в школах очень серьезный дефицит профильных педагогов: математиков, физиков, биологов. Это сказывается на базовых знаниях. Порой в университете преподаватели первых курсов тратят массу времени, чтобы постараться восполнить эти пробелы, хотя это прописные школьные истины.

По поводу нашей вины в дефиците кадров... Беседовал с главами нескольких районов, которые запрашивали для себя столько-то выпускников. Говорю на это: «А сколько ребят из вашего района учится в АГАУ?». С тремя поговорил, и вопросы прекратились. Сам не хочу никого винить, понимаю, у людей хватает забот. Но нужно понимать, что вуз не сможет выпускать большое количество специалистов, если нет большого входящего потока абитуриентов.

- С другой стороны – вся информация доступна, хочешь – учись сам...

- Да, конечно. Гаджеты, интернет, электронные источники. Пожалуйста, организуй себя – учись. Интернет – он тоже бывает разным: есть «мусорный», а есть профильный, профессиональный. И это нужно четко различать.

- Думают: зачем учить, когда можно посмотреть в интернете?

- Может элементарно случиться, что интернет недоступен в поле. И такой специалист может быть беспомощным.

- Выходит, руководителю хозяйства следует искать себе будущего специалиста не на выпуске из университета, а еще в школе?

- Да, и, к счастью, эта идея сейчас находит отклик во многих районах. Есть районы, где со школами заключены договоры по посещению сельхозпредприятий. Руководители предприятий не ссылаются на занятость, постоянно принимают ребят, общаются, показывают уровень развития своего производства. Вот такие руководители думают о дне завтрашнем, заботятся о производстве. Кстати, этот жизненный лозунг со мной со времен работы в совхозе.

При этом некоторые ребята с восторгом смотрят на коров, словно пришли в зоопарк, а ведь сами живут в сельской местности. Что уж говорить про горожан.

Профориентационная работа в школах, сегодня – главное. Университет уделяет этому большое внимание и перестроился, делая акцент на школьников средней школы. В 7-9-х классах ребята реагируют с особым интересом на мероприятия, проводимые в интерактивной форме. Управление коптерами, роботами на специальной трассе. Есть занятия, где они сами мелят муку, сбивают из молока масло. Пусть в пресловутой игровой форме. Для нас это было обыденностью. Для них – открытие.

В сельском хозяйстве появились новые технологии и современнейшая техника, те же агродроны, метеодатчики. Это день сегодняшний, а завтра уже «космос», т.е. использование космоснимков для определения запасов влаги в почве, уровня обеспеченности растений питанием, степени распространения сорняков, болезней. И для них, как для специалистов, скоро это станет обыденностью. Нынешняя молодежь ведь очень легко общается с цифровыми технологиями. Будущее отрасли за ними.

Потребность №1

- Стоимость высшего образования, на ваш взгляд, сегодня высока или, может, наоборот?

- Чтобы обеспечить качество образования в АПК, прежде всего, нужно обеспечить соответствующую материально-техническую базу. Современные машины и оборудование для отрасли стоят десятки миллионов и быстро обновляются. Вуз здесь по идее должен хозяйства опережать, а мы бежим вдогонку. И второй важный аспект – преподаватели с высоким уровнем теоретических и практических знаний. Поэтому образование не может быть дешевым.

С другой стороны, за аграрное образование в Алтайском крае платить деньги особой нужды нет. Количество бюджетных мест довольно большое, а конкурс маленький. Это на самом деле минус, но что есть, то есть...

С точки зрения престижа, перспектив и гарантированного трудоустройства, нечего и спорить: потребность человека в продуктах питания - потребность №1. Потом уже медицина и так далее.

- Целевое обучение от хозяйств имеет место?

- Мы всегда это приветствуем. Это наиболее мотивированные к получению профессии абитуриенты, к ним в хозяйстве присматриваются, поддерживают – в том числе семью. Бывает, даже платят дополнительную стипендию. Человек в этом случае прочней закрепляется в профессии, к определенному предприятию.

- Среди выпускников АГАУ есть яркие представители отрасли, но в целом, сколько из ваших бывших студентов сегодня идут в профессию? Меняется ли картина к лучшему?

- Безусловно, меняется. Но идут необязательно в сельхозпроизводство. Есть масса смежных отраслей: переработка сельскохозяйственной продукции, дилерские центры по обслуживанию сельскохозяйственной техники, консультационные услуги и снабжение удобрениями, средствами защиты растений и другое.
С учетом всего этого, мы считаем, что по профессии работает не менее 75-80% выпускников.
При этом университет – это не константа. Люди развиваются дальше. Уровень знаний на выходе из вуза, через год работы и через пять лет – это совершенно разные вещи, я сам это проходил. И так вообще во всех сферах. Но профессиональную базу мы даем. Кто хочет, успешно работает.

Вуз открытых дверей

- Вы организуете, проводите множество конференций, ведете много проектов. Много работаете над имиджем АГАУ.

- Что касается позиционирования университета, мы долго делали много хорошего и гордились этим «про себя» – в своем коллективе за закрытыми дверями. И это было неправильно. В век моментального распространения информации о себе нужно заявлять. Привлекать внимание не только абитуриентов, но и, допустим, руководителей предприятий, коллег ученых из других вузов. Для нас важно искать партнеров, потому что большие проекты возможны, только когда ты вступаешь в консорциум с другими, открываешь двери и вкладываешь свой ресурс в общее дело.
Компетенции всегда дополняют друг друга. Сегодня мы транслируем наши результаты за пределы края. Нашими результатами интересуются и в других регионах. К комплексным крупным проектам подключается бизнес.

- Юбиляр не только АГАУ, но и его Биолого-технологический факультет, у которого относительно недавно, уже в вашу бытность ректором, появился новый корпус. Каково было его строить?

- История начиналась еще в 1980–е годы. Тогда начиналось строительство Кулундинскиского канала и шла подготовка гидромелиораторов на базе АСХИ. Факультет создали в 1983-м, обещали построить учебный корпус. Стройка дошла до 4-го этажа из кирпича, а в девяностые попала под все катаклизмы и «замерзла»... Этот проект мы «растолкали» в начале 2000-х.
В итоге было решено разделить тот корпус на два блока. Но разделилось также и финансирование. Блок, где сейчас «гидрофак» – то есть факультет Природоустройства - построили в 2008-м, а корпус для биолого-технологического факультета – в 2016-м. Это была целая эпопея.

- В новом блоке достаточно много свободных аудиторий. Вы говорили, что индустриальные партнеры АГАУ могут и дальше заходить и открывать брендовые аудитории. Что даёт вузу партнерство с бизнесом?

- Очень многое дает. Главным было сделать первый шаг, показательный пример - учебный класс Россельтмаша. Он был реализован с дилером - ТК «Европа». Компания изначально наполнялась в кадровом плане выпускниками нашего инженерного факультета. И в 2017 году мы открыли учебный класс, где разместились современнейшие образцы комбайнов и энергонасыщенных тракторов. Сколько стоит комбайн, все знают, мы его не покупаем, а берем технику на ответственное хранение. На зиму техника находится в классе, студенты её изучают, в летний сезон техника уходит в хозяйства, следом приходится другая, более свежая модель.

Следом аналогичным путём был создан учебно-консультационный центр Алтайского кластера сельхозмашиностроения. Предприятия помогли отремонтировать нам павильон, оснастили его техникой алтайского производства. Это идёт на благо всём. Процесс пошёл, каждый год сдаём одну-две, а то и три новые аудитории и лаборатории.

- Бюджет вуза определенно разгружает.

- Это серьёзная поддержка по укреплению нашей материально-технической базы. Для студентов и преподавателей создаётся иная атмосфера.

Связь поколений

- Николай Анатольевич, Вам – 60. На столько себя и чувствуете?

- В паспорте-то цифру не исправишь. Думаю, в моем случае нужно как можно больше опираться на более молодых коллег. Работать через связующие звенья, через поколения. Чтобы лучше понимать молодежь. Во всяком случае, «бронзоветь» точно нельзя.

- В следующем году – 10 лет, как вы ректор. Как им стали? Какие были шаги?

- Когда учился, вообще не задумывался, что буду преподавать в вузе, а тем более стану руководителем. Это были восьмидесятые годы, агрономический факультет АСХИ, 94 человека на курсе. Кстати, до сих пор регулярно встречаемся.
В образование я попал благодаря одному человеку – Виталию Александровичу Рассыпнову – моему дипломному руководителю. Я уже работал в совхозе, а спустя два года после выпуска он приехал ко мне в овощеводческое хозяйство и сказал, что на кафедру нужен преподаватель-овощевод. Я отказался... Но через полгода он приехал снова и предложил уже от нашего института целевое направление в аспирантуру в Тимирязевскую академию... Почему-то меня это подкупило.

Помню, закончилась уборка, сапоги снял – на самолет и в Москву. Поступил. Через три года весной 1991-го пришел в АСХИ на должность ассистента кафедры, а через месяц защитил кандидатскую диссертацию.

Иллюзий насчет карьеры не строил. Работал по принципу: в любой работе все делай хорошо. В 1997 году предложили должность проректора по учебной работе, в 2014-м выбрали ректором. Так получилось.

- Коллектив большой?

- Сегодня более 400 человек – это все категории работников.

- У вас дипломатичный стиль управления или можете и кулаком по столу?

- Как и любой управленец – по-разному. Стараюсь действовать тактично, насколько это возможно.

- Недавний ураган часть кровли главного корпуса сорвал. Понятно, что меры вы приняли. А насколько ректор в принципе вовлечен в хозяйственную деятельность вуза?

Будучи проректором по учебной работе, я с головой был погружён в образовательные процессы, хорошо понимал и чувствовал, как они изменяются и что надо делать. Став ректором стал больше вникать в научную работу, появилась масса новых задач: показатели публикационной активности, заключение хоздоговоров, гранты, источники финансирования, спонсоры. Словом, все – ради нашего общего дела, нашего университета.

Крышу через несколько дней отремонтировали. Много времени съедает экономика и хозяйственная деятельность. Это требует большого внимания, особенно когда финансовые ресурсы в дефиците. Здесь мы стараемся работать с наибольшим эффектом.