НОВОСТИ

Сайт газеты "Вечерний Барнаул" опубликовал материал журналиста Юлии Неволиной, посвященный началу преподаванию в школах региона дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Основы органического потребления: еда будущего — органическая или синтетическая», реализацию которой курируют Алтайский государственный аграрный университет и Алтайский краевой детский экологический центр.

Третий год фонд «Органика» объявляет о запуске дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Основы органического потребления: еда будущего — органическая или синтетическая». В сентябре к проекту впервые присоединились школы Алтайского края, в том числе регионального центра.

Тенденции времени
В этом году в образовательную программу по органическому потреблению включились заинтересованные педагоги 55 школ семи регионов нашей страны, в том числе и Алтайского края. В течение двух с половиной месяцев школьные учителя вместе с ребятами будут изучать разные аспекты темы.

«Для нашего региона это совершенно новое содержательное направление в агрообразовании, программа способна в корне поменять мировоззрение человека, — говорит заместитель руководителя Алтайского краевого детского экологического центра, один из региональных кураторов программы Наталья Батлук. — Раньше всё производство было сконцентрировано на объёмах выпускаемой продукции, экономической составляющей, в том числе прибыли. Теперь аграрии зачастую начинают придерживаться новой концепции, отказываясь от экстенсивного ведения хозяйства в пользу органического, так называемого зелёного производства. Своими первостепенными задачами они считают создание качественной продукции и одновременно сохранение природных ресурсов. В чём-то это противоречит тенденциям мировой экономики, сконцентрированным на производстве в том числе синтетической продукции».

Во время такого противоборства на рынке педагоги считают себя должными научить детей разбираться в товарах, давать грамотную оценку их качеству и осознанно делать выбор. Программа «Основы органического потребления: еда будущего — органическая или синтетическая» поможет сделать процесс обучения последовательным и сбалансированным, предоставляя педагогам весь необходимый набор материалов. Он включает в себя методические материалы, конспекты занятий, наглядные материалы, презентации. Учителя могут использовать их, но выстраивать каждое из занятий по собственному усмотрению, программа даёт полную свободу.

— Учебно-методический комплекс, разработанный «под ключ», существенно облегчит работу педагогов, — подчёркивает Наталья Батлук. — Это важно, ведь у каждого из них есть другие профессиональные обязанности и нередко очень большая программная нагрузка.

В нашем регионе к проекту присоединились 24 школы, а также непосредственно детский экоцентр. Занятия здесь доступны для всех желающих школьников.

«Программа по основам органического потребления разработана для двух возрастов — пятых-седьмых и восьмых-девятых классов, на нашей базе будем работать с ребятами помладше, — поясняет Наталья Владимировна. — Нам повезло, что занятия станет вести кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Алтайского государственного аграрного университета Татьяна Кузнецова. Мы очень благодарны ей за сотрудничество. В настоящее время открыт набор — в сентябре-октябре готовы принимать ребят на обучение по программе».

Привить с детства
Программа фонда ограничивает объём знаний, которые школьники смогут получить, но не предусматривает срезовых контрольных работ и экзаменов. В первую очередь она направлена на расширение кругозора, воспитание бережного отношения к окружающей среде, включает элементы профориентации, популяризации здорового образа жизни, экскурсии в хозяйства, где выращивают и перерабатывают продукцию по органическим технологиям.

Вместе с АКДЭЦ в регионе программу курирует Алтайский государственный аграрный университет в лице доцента, руководителя Центра компетенций развития органической и зеленой продукции Роскачества в регионе Ольги Черепановой. Специалист уже принимала участие в проведении одного из первых занятий.

— Когда сама начала заниматься темой органического потребления, мне она казалась понятной и очевидной, — делится Ольга Васильевна. — С опытом пришло осознание, что наш народ в большинстве своём ничего о ней не знает. Именно поэтому важно рассказывать обо всем с детства. Тем более сейчас многое направлено на это. Например, в школах стали прививать правильные пищевые привычки, ориентировать ребят на ведение здорового образа жизни. Нужно постараться сделать так, чтобы, став взрослыми, они продолжили придерживаться этих принципов.

По наблюдениям Ольги Черепановой, кроме недостаточной информированности населения, есть ещё одна проблема. Она заключается в ограниченном ассортименте органической продукции на рынке.

Пока в европейской части нашей страны это направление более развито, нежели у нас, — с сожалением отмечает доцент АГАУ. — Замечаю, что иногда нас намеренно вводят в заблуждение. Бывает вижу, что продают картофель из фуры с надписью «без химии». Я как человек, который работает в сельском хозяйстве, понимаю, что в таких объёмах просто так овощ вырастить невозможно.

В рамках освоения программы дети смогут получить такие знания и в дальнейшем транслировать их своим родителям, бабушкам и дедушкам.

«Когда приглашали школы к участию в программе, ожидали вовлечь в пределах десяти образовательных организаций. На удивление, их оказалось 24 — это самый большой показатель на уровне страны. Среди них есть барнаульские — гимназии № 22 и 40, школы № 93 и 94. С некоторыми мы уже сотрудничали, с некоторыми только начинаем знакомиться», — говорит Ольга Черепанова.

В основном занятия будут вести учителя биологии. В частности, в гимназии № 40 это Татьяна Баранец, она в числе первых откликнулась на предложение об участии в программе, заручившись поддержкой руководителя. В гимназии № 22 направление взяла на себя, как ни странно, учитель английского языка Оксана Петрова, настолько неравнодушен педагог. В некоторых школах тему будут развивать сразу два педагога. Пока они только знакомятся с новой программой. Её итогом станет конкурс на знание органической продукции. Ребята помладше должны представить в нём творческие проекты, старшие — эссе. Лучшие опубликуют в «Альманахе органики». Победители и лауреаты получат денежное вознаграждение.

В Алтайском крае к проекту присоединились учащиеся 24 школ Барнаула, Славгорода, Камня-на-Оби и 15 районов региона.