Портал городской газеты "Вечерний Барнаул" опубликовал материал известного журналиста Юлии Неволиной о том, что ученые Алтайского государственного аграрного университета закончили исследования состава и структуры барнаульского ленточного бора в рамках гранта Российского научного фонда.
Дело в урбанизации
Научный коллектив под руководством доцента кафедры геодезии, физики и инженерных сооружений АГАУ Ирины Гефке имеет значительный опыт изучения лесных экосистем. В сфере его интересов — процессы восстановления гарей, вырубок, роста и развития древостоев, флористические особенности, динамика гидротермического режима лесных почв и другие.
Одной из сложных исследователи называют проблему городских и пригородных лесов. Это связано с усилением процессов урбанизации.
— На территории Барнаула и пригорода проживает более 850 тысяч человек, это число продолжает увеличиваться, — отмечает старший преподаватель кафедры ботаники, плодоовощеводства и лесного хозяйства АГАУ Михаил Савин. — Пропорционально, а может и интенсивнее, увеличивается нагрузка на природные экосистемы вблизи города, в том числе на барнаульский ленточный бор. Так, количество автомобилей в Барнауле за последние 17 лет удвоилось и перевалило за миллион, трафик по отдельным направлениям (шоссе Ленточный Бор, Змеиногорский тракт и др.) составляет 30-40 тысяч автомобилей в сутки. Пути транспорта проходят через город, вдоль лесного массива и пересекают его, выхлопные газы загрязняют воздушную среду. Из года в год растёт рекреационная нагрузка за счет востребованности «Трассы здоровья», сбора даров леса и отдыха. Влияние этих факторов на ленточный бор вблизи Барнаула системно никем не изучалось, а у леса тоже есть пределы устойчивости, при достижении которых он разрушается.
Ученые вуза стремятся проанализировать ситуацию и в 2024 году продолжили сбор полевого материала в лесном фонде Барнаульского лесничества. Работы выполнялись на пробных площадях, заложенных в 2023 году на разном расстоянии от черты города — в зоне интенсивного антропогенного воздействия и там, где нагрузка на лес минимальна.
— Выбор участков связан в том числе с расположением просек, дорог, пригородных поселков: пробные площади не должны затрагивать эти территории, — поясняет доцент кафедры ботаники, плодоовощеводства и лесного хозяйства АГАУ Алексей Малиновских. — Всего у нас 36 пробных площадей размером 50х50 м. На них мы изучили основные компоненты леса: древостой, подрост, подлесок, напочвенный покров, лесную почву, ее режимы.
Разные аспекты
По словам Михаила Савина, древостой является основным и самым стабильным компонентом лесной экосистемы. Учеными установлено, что древостои сосны обыкновенной в пригородном лесном массиве имеют ослабленное санитарное состояние. Этому есть несколько причин, в числе которых достижение высокого возраста, отсутствие своевременных рубок, ухода.
— Заметный ущерб принес ураганный ветер 19 ноября 2023 года, на заложенных пробных площадях повалено до 12 взрослых сосен, — отмечает старший преподаватель. — В целом за счет долговечности и неприхотливости сосны древостои в ленточном бору вблизи Барнаула являются устойчивыми.
Подрост — будущий древостой, от количества и качества которого зависит существование лесной экосистемы. Исследователи проанализировали данные по естественному возобновлению главной породы за два года.
— На большинстве обследованных участков подроста сосны достаточно для возобновления леса, — отмечает ассистент кафедры ботаники, плодоовощеводства и лесного хозяйства АГАУ Александр Чичкарёв. — При этом отсутствует подрост на участках с высоким рекреационным воздействием и насаждениях травяного бора с густым кленовым подлеском. Клен ясенелистный «глушит» светолюбивый подрост сосны высоким затенением и корневой конкуренцией. Таких участков много на Широкой Просеке, посёлке Южном, селе Лебяжьем. На расстоянии 15 км и более ситуация улучшается, хотя клён встречается и там.
Человеческий фактор
Ученые фиксируют так называемую антропогенную трансформацию флоры — человек всячески изменяет состав и структуру леса, и этот процесс в пригороде Барнаула происходит интенсивно. Например, разные виды деятельности людей являются причиной проникновения в лесной массив разных видов растений. Всего на пробных площадях их обнаружено более 200.
Лесная почва — основа леса, поэтому исследователи не могли оставить её без внимания. С помощью традиционных и инновационных методов они изучили, а также определили наиболее благоприятные показатели температуры и влажности.
— В этом году мы взяли повторные образцы лесной почвы и лесной подстилки на содержание тяжёлых металлов и бензопирена, который образуется при сжигании угля, дров, газа или бензина, — отмечает Алексей Малиновских. — Превышений предельно допустимых концентраций не выявили, поскольку изучаемый массив расположен с подветренной стороны и не подвержен аэропромвыбросам городских ТЭЦ и предприятий.
Результаты, полученные в ходе исследования, озвучены Алексеем Малиновских в Институте леса СО РАН, который располагается в Красноярске, в ходе международной научной конференции. Доклад вызвал большое количество вопросов, что подтвердило актуальность темы исследований и достоверность полученных данных.
К слову, подобные результаты получены учёными из Москвы, Новосибирска, Томска, Иркутска. В отношении пригородных лесов исследователи предлагают помимо мониторинга заняться функциональным зонированием, что станет основой для их сохранения и благоустройства. Такая практика сейчас используется для реновации крупных городских парков. Ученые уверены, что полученные ими данные — один из важных шагов к распространению такого опыта на пригородные леса.