Краевая газета "Алтайская правда" опубликовала материал журналиста Юлии Михейлис, посвященный профессиональному хобби молодого ученого Алтайского государственного аграрного университета.
Глеб Дворников, пятикурсник факультета ветеринарной медицины, изучает патологии крупного и мелкого рогатого скота. Но его увлечение выходит далеко за рамки стандартной учебной программы: молодой человек собирает коллекцию паразитов и изготавливает анатомические препараты и скелеты для зоологического музея АГАУ.
«Как инопланетяне»
Интерес к необычным, порой пугающим существам у Глеба появился давно.
«Для окружающих они, может, покажутся мерзкими, но для меня они скорее как инопланетяне», – делится студент. Хобби тесно связано с будущей профессией: изучение паразитов помогает глубже понять природу болезней животных; разобраться в особенностях их поведения, цикла развития и морфологии.
Коллекция Глеба, в которой теперь не один десяток экспонатов, формировалась постепенно. Поначалу знакомые приносили ему заспиртованных паразитов –
просили помочь с определением видов. Студент оставлял для своей коллекции наиболее презентабельные экземпляры.
Кое-что из артефактов наш собеседник добывал самостоятельно. Так появилась подборка иксодовых клещей. Чтобы их собрать, пришлось прибегнуть к методу энтомологов: соорудить импровизированный белый «флаг» – прикрепить к отрезу светлой ткани леску и, словно парусом, касаться травы и кустарников.
География экспонатов коллекции обширна. Большинство собрано на Алтае – это типичные представители местной фауны. Но есть и «гости» из других регионов и даже стран. Например, один из скребней (тип гельминтов) прибыл из белорусского города Мозыря – его обнаружили у собаки, которая позже попала в московскую клинику. Коллеги не смогли точно определить вид паразита и отправили образец Глебу.
В арсенале молодого исследователя внушительная личная библиотека, насчитывающая более 30 книг только по паразитологии. Среди них есть и совсем старые издания. Например, труды русского и советского биолога Константина Ивановича Скрябина.
«Там использованы иллюстрации, которых сейчас нигде не найдешь, – рассказывает Глеб. – Тогда фотографии были низкого качества, поэтому делали подробные рисунки».
Работа с коллекцией требует внимания к деталям: каждый вид нужно консервировать особым способом. Например, некоторых паразитов нельзя просто залить спиртом – они потеряют форму. Их сначала помещают в чашку Петри, заливают 40‑градусным спиртом и накрывают стеклом. «Ленточные черви консервируются проще – достаточно спирта любой крепости, а вот нематоды требуют особого раствора», – объясняет исследователь.
Рекордсмен по миниатюрности
Помимо коллекционирования паразитов, Глеб занимается изготовлением анатомических препаратов и скелетов для университетского зоологического музея. На первом курсе в качестве одной из практических работ он создал влажный препарат маисового полоза – аккуратно извлек весь органокомплекс от языка до кишечника и поместил в трубку со спиртом.
– Такая наука в деталях, изучение в прямом смысле слова богатого внутреннего мира так увлекло, что постепенно начал заниматься таксидермией – изготовлением макетов скелетов для музея, – продолжает молодой человек. – Практиковался на животных, которые поступали в лабораторию на вскрытие. Чаще всего это были крысы, хомяки, небольшие змеи.
Сначала студент пробовал очищать их химическими методами – с помощью хлорки и щелочи. Но результат его не устроил: оставались кусочки мягких тканей, а сами кости становились хрупкими. Тогда Глеб узнал о профессиональном способе – использовании кожеедов, жуков‑некрофагов, питающихся падалью. Для них молодой ученый оборудовал специальный контейнер, обеспечил необходимые условия и попробовал очистить скелет питона. За 10 дней насекомые кости довели до блеска.
Позже Глеб работал с более крупными животными: например, очистил скелет барана длиной около полутора метров. Таким же образом сохранил он для науки «краснокнижного» балобана, хамелеона и череп крокодила. Рекордсменом по миниатюрности среди экспонатов, с которыми довелось работать, стала бурозубка карликовая – самое маленькое млекопитающее в России с черепом размером около сантиметра.
– Перед тем как артефакт попадает в музей, он проходит несколько этапов обработки: обезжиривание (кости помещают в аквариум с бензином на месяц‑полтора) и отбеливание в перекиси водорода, – объясняет студент.
Большая часть готовых экспонатов, сделанных руками таксидермиста, отправляется в университетский музей. Но парень работает и с охотниками, которые желают оформить на память свой трофей.

Фото Олега Богданова
