Ректор Алтайского государственного аграрного университета Николай Колпаков в большом интервью газете "Московский комсомолец на Алтае" рассказал о задачах приемной кампании-2024 и успешном взаимодействии вуза с агробизнесом.
За более чем 80 лет работы Алтайский государственный аграрный университет (Алтайский ГАУ) подготовил десятки тысяч специалистов, работающих в сфере агропромышленного комплекса и смежных отраслях экономики нашего края. В разгар приемной кампании ректор университета Николай Колпаков рассказал «МК на Алтае» о том, как вуз движется в фарватере инициатив государства и бизнеса, почему его выпускники сегодня — нарасхват, зачем крупные агрохолдинги готовы вкладывать в студентов уже с младших курсов.
Собеседник подчеркивает: сегодня наука и практика стали ближе к консенсусу. Работодатели перестали потребительски относиться к вузам, требуя выдать им полностью готового специалиста, а университеты хотят слушать реальных практиков, проявлять гибкость и меняться.
Бизнес готов работать в долгую
— Николай Анатольевич, чем характеризуется нынешняя приемная кампания?
— Последние годы показали актуальность и возрастающую потребность в специальностях, которые ориентированы на реализацию задачи обеспечения продовольственной безопасности страны, повышение эффективности и экологичности производства продукции растениеводства и животноводства. Мы прошли путь по лицензированию основных направлений подготовки, и они сегодня охватывают практически все аспекты АПК и использования природных ресурсов, в том числе производство сырья, переработку и реализацию продукции, эффективное использование земельных, водных, лесных ресурсов. Работаем с ведущими агрокомпаниями Алтайского края и Российской Федерации, в том числе с крупными холдингами.
Этот перечень возрастает с каждым разом. География бизнеса расширяется, решаются задачи импортозамещения, растет потребность крупных компаний в специалистах. Мы заглядываемся за горизонт. Сегодня в сельском хозяйстве быстро меняются условия труда и технологии. Наша задача — научить выпускников этим нововведениям, опираясь на опыт и материально-техническую базу современных ведущих предприятий. Это не только наше стремление, а желание самого агробизнеса — теснее работать и сотрудничать с аграрным университетом. В том числе это проявляется в ежегодном открытии в стенах вуза двух-трех новых брендированных аудиторий, оснащенных современной техникой и оборудованием. Не станут исключением этот и следующий год. Например, этим летом сдадим две большие лекционные аудитории. Одну обустроили силами Петербургского тракторного завода, где производят знаменитый «Кировец», и его официального дилера в Алтайском крае — компанией «АСМ-Алтай». Другая аудитория сделана при поддержке крупной компании из Ростовской области — «Лилиани». Она занимается созданием сельхозтехники, уборкой, хранением и транспортировкой зерна. Это ведь четкая бизнес-модель. Сначала они привлекают внимание студентов через свои технологии и брендинг, затем работают с потенциальными клиентами — со студенческой скамьи. Результат — подготовленный специалист, который приходит к ним на работу или пользуется их услугами, продукцией. Бизнес готов работать в долгую и подождать, а ожидания вернутся сторицей.
— Многие вузы ориентированы на расширение и пытаются охватить нишу среднего профессионального образования. Алтайский ГАУ — не исключение. Почему так?
— Вуз уже три года ведет прием этой категории абитуриентов по направлениям агрономия, ветеринария, техническим и другим специальностям. Специальности аккредитованы, поступившие ребята имеют отсрочку от армии. В 2023 году университет выигрывал конкурс в федеральном проекте «Профессионалитет». Проект нацелен на развитие и повышение профессиональных навыков работников важных отраслей экономики страны. Цель — улучшить качество профессионального образования и достичь соответствия компетенций выпускников потребностям современных технологий. Благодаря победе в конкурсе мы получили целевое финансирование на развитие материально-технической базы именно под специальности среднего профессионального образования сельскохозяйственного профиля.
В рамках «Профессионалитета», к началу нового учебного года, мы оснащаем, задумайтесь над цифрами, 25 новых лабораторий! Образовательные программы ориентированы на технологии и предприятия, которые с нами сотрудничают. А это 15 крупнейших агрокомпаний края. Алтайский ГАУ готов предложить нашим абитуриентам и выпускникам огромное количество возможностей для профессиональной деятельности. Причем вне зависимости от очной или заочной формы обучения, к последнему курсу они получают гарантированное рабочее место.
Кроме этого реализуем программы СПО и по экономическим специальностям, прикладной геодезии, землеустройству. Мы открыты для всей талантливой молодежи, не только для получения высшего, но и среднего профессионального образования. Вы спросили, почему так? Потому что сегодня огромное количество школьников после девятого класса уже задумываются о профессиональном будущем, и университет предоставляет такую возможность.
Со школьной скамьи
— Получается всероссийская тенденция подтверждается? Спрос на работников значительно превышает предложение?
— Эта тенденция касается не только сферы сельского хозяйства. Это характерно для всей системы высшего и среднего профессионального образования России. Яркий пример — новый порядок оформления договоров о целевом обучении. Это уже единая федеральная площадка на портале «Работа в России». Сейчас завершается этап загрузки вакансий и предложений предприятий, желающих оплатить целевое обучение нужных для себя специалистов. Причем целевой договор предусматривает, в обязательном порядке, выплату дополнительной стипендии от предприятия. Размер стипендии каждое предприятие устанавливает самостоятельно. В личном кабинете вуза на портале есть разбег предложений от минимальной государственной и до 15 тысяч рублей. Количество предложений по многим направлениям подготовки превышает установленную квоту. Таким образом, абитуриент заходит на портал, смотрит заявки по конкретным специальностям и сам выбирает предприятие. Это дает основание говорить, что востребованность аграрных профессий не вызывает никаких сомнений. Само предприятие, на период обучения студента, готово включиться в этот образовательный процесс и помочь с практикой, на своей площадке научить важным навыкам. То есть вуз дает базовую подготовку, а большая часть практики переносится на площадку предприятий именно под их технологии и системы машин.
Поддерживаем мы и наши производственные площадки, где студенты и аспиранты получают практические навыки и могут реально участвовать в рабочем процессе. Я говорю про опытную сельскохозяйственную станцию, на которой выращивают зерновые и кормовые культуры. Это 265 га земли. На этих полях студенты и аспиранты работают на сельхозтехнике, проходят практику, проводят исследования, анализируют эффективность удобрений и средств защиты растений, участвуют в сортоиспытании новых сортов и гибридов.
— А что насчет работы со школьниками среднего звена? Ведь не все же ограничено 9-ми или 11-ми классами.
— С 2022 года мы запустили научно-просветительский проект «Поколение АГРО» для школьников средних классов. Работаем, начиная с седьмого класса. За это время участниками проекта стали уже более 6000 школьников Алтайского края и Республики Алтай. Площадки проекта работают в вузе в период осенних и весенних школьных каникул, а также выезжаем на занятия в районы. Наши преподаватели и студенты в интерактивном формате рассказывают о разных аспектах современной аграрной науки и базовых компетенциях ключевых аграрных профессий. В числе наших площадок «Занимательная зоология», «Анатомический музей» «Агрокоптеры», «Агророботы», «Лекарства для животных», «Витамины на подоконнике», «ДоброПчел», «Юный селекционер-генетик» и многие другие.
Одна из задач — показать ребятам, насколько инновационным сегодня может быть сельское хозяйство, что эта отрасль — одна из самых перспективных в экономике для трудоустройства, самореализации и профессионального роста. Знакомим школьников с основами агротехнологий, с примерами цифровизации и применения робототехники в АПК, с управлением беспилотниками, технологиями пищевой промышленности.
— Недавно вы, в составе делегации Алтайского края, посетили Белоруссию. Каковы итоги поездки для университета?
— В конце этого года планируем открыть брендированную аудиторию Минского тракторного завода. Белорусы обещали передать нам современный трактор с топливной системой Common Rail и комплекс агрегатов — 10-12 наименований. Это позволит студентам не просто изучать устройство машины, но и получить навыки в настройке, регулировке, ремонте с учетом возможностей современных компьютерных диагностических систем.
— Ощущаете ли нехватку кадров среди профессорско-преподавательского состава? Если да, то как решаете вопрос?
— Сейчас, на волне развития программы среднего профессионального образования, увеличивается контингент студентов, а значит растет потребность в кадрах. В этом году рассчитываем принять на работу 10-15 новых преподавателей. Мы ведем процесс омоложения кадров и нам крайне важно, чтобы на педагогическое и научное поприще в вуз приходили молодые люди. У нас разработана система поддержки аспирантов и молодых преподавателей, молодых ученых, которые активно занимаются наукой. Мы уже два года подряд, решением ученого совета, учреждаем специальный конкурс грантов, выделяем финансовые ресурсы для проведения научных исследований молодых ученых.
Гарантированное трудоустройство и не обязательно в селе
— Как думаете, в обществе все еще сильны предубеждения, относительно сельскохозяйственной сферы и специальностей?
— Вопрос заставляет задуматься о стереотипах. Общество всегда реагирует на это с опозданием. И это нормально. Мы видим бурное развитие аграрной отрасли и возрастающий спрос на выпускников и не устаем говорить об этом. Мы видим стабильное увеличение спроса на агрономические, инженерные направления. Ближайшие годы они будут превалировать. Это гарантированное трудоустройство, высокий уровень оплаты труда. Сегодня таким специалистам, со стажем от трех лет, предприятия готовы предложить зарплату 150 тысяч рублей в месяц. Согласитесь, это стоит того, чтобы получить специальность, приобрести опыт и практические навыки, еще будучи студентом. Цена такого выпускника с хорошим портфолио растет.
Условия и орудия труда меняются кардинальным образом в сторону автоматизации производства и внедрения новых технологий. Сегодня не работает схема «посеял и до осени забыл». Аграрии используют комплексный подход: знание биологии, владении техникой и технологиями, расчет рентабельности. Сегодня это основы производства и любых операций. Успешное ведение агробизнеса требует внедрения технологий «точного земледелия», которые позволяют автоматически корректировать норму высева семян, вносить средства защиты растений и удобрения адресно, под каждый конкретный участок.
— То есть сейчас экономисты и прочие «престижные» профессии не нужны?
— Я не согласен, что экономисты не нужны. Да, сегодня названия направлений подготовки «Экономика», «Менеджмент» обезличены. Университет в рамках образовательной программы дает этим специалистам правильные «настройки» еще в стенах вуза. Мы строим образовательный процесс на основе технологий АПК, а не по каким-то мифическим или теоретическим выкладкам. Разбираем все экономические задачи на примере конкретного хозяйства и отрасли. Обязательное условие нашего выпускника — владение современными информационными технологиями, прикладными экономическими знаниями, потому что завтрашний успех немыслим без этих слагаемых. И поэтому в чистом виде экономика — это одно. А мы для своей сферы рассматриваем экономику в прикладном характере. Было бы неплохо, если со временем появится отдельная самостоятельная специальность или направление подготовки «Аграрная экономика». Экономические знания надо привязывать к реальным операциям, к реальным технологическим процессам в животноводстве, растениеводстве, в инженерном деле, землеустройстве, мелиорации. Это модель адресной и прикладной экономики.
— Расскажите о внеучебной работе? Какая жизнь ждет студентов, помимо учебы?
— Мощное движение студенческих отрядов вуза на протяжении десятков лет занимает лидирующие позиции в крае. Всегда высоко держим планку уровня наших творческих коллективов, имеем множество побед. Спорт, творчество, общественная деятельность, студотряды — все это представлено в Алтайском ГАУ на высоком уровне. На протяжении трех лет у нас развивается еще один интересный проект — молодежное и студенческое предпринимательство. Для этого проводим специальное обучение студентов, есть наставники и эксперты на уровне вуза, края и даже страны. Наши ребята — победители крупных проектов и обладатели грантов размером по 500 тысяч и 1 млн рублей. Например, студент Иван Лопатин победил в конкурсе «Студенческий стартап» федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Сейчас он прошел отбор на очередной федеральный конкурс. На его счету уже несколько изобретений, отмеченных патентами, и активное участие в инновационных конкурсных проектах.
Да, наше предпринимательство мы развиваем три года и начинали с малого. Сначала заинтересовали ребят, отбирали их, это ведь делается не по принуждению, а по желанию. Они предлагали свои идеи, мы все вместе их обсуждали, критиковали, совершенствовали. Потом воплощали их в жизнь. Например, идея Ивана Лопатина по изготовлению смесителя сухих и сочных кормов в животноводстве уже близка к выходу на серийное производство. То есть это будет не какой-то единичный экземпляр, а промышленное производство таких образцов техники. Проект жизнеспособен и реален, им интересуется крупный бизнес. Поэтому мы учим ребят мыслить нестандартно, находить неочевидные решения, работать в команде. Все это, помноженное на студенческую энергию, задор и открытость новому, дает потрясающие результаты.
— Обязательно ли вашим выпускникам нужно после вручения диплома уезжать в село? Есть ли смысл поступать в сюда городским?
— Сегодня университет предлагает возможность получения таких профессий, которые не обязывают выпускника ехать в отдаленное село. Например, специальности по переработки больше связаны именно с Барнаулом, Бийском или крупными райцентрами. Есть много компаний, которые работают на территориях в районах, а сами базируются в крупных городах. Это кампании по обеспечению и консультированию применения удобрений, средств защиты растений, дилерские центры сельскохозяйственной техники и др. Жизнь стремительно меняется, развивается цифровизация, появляются удаленные форматы работы, люди становятся все более мобильными, оборудование и технологии открывают новые возможности, меняя привычный уклад. Университет тоже подстраивается под требования времени, не стоит на месте и движется только вперед.