Подведены итоги сетевого проектно-образовательного интенсива Университета 20.35. Более 80 дней студенты, преподаватели Алтайского ГАУ и другие участники из 44 вузов страны, изучали новые методики, генерировали идеи, испытывая разочарование от неудач и эйфорию от достижений, отстаивая право своих проектов «быть». В этом обучающем марафоне никто не оценивал «плохо – хорошо», здесь были рекомендации и здоровая конкурентная борьба.
В проектный омут с головой
Стартовал интенсив 28 сентября. С этого момента для трех команд, сформированных из студентов разных факультетов Алтайского ГАУ, началась работа по генерации проектных идей, которые были связаны с перспективными направлениями Национальной технологической инициативы рынка «Фуднет»: умное сельское хозяйство, ускоренная селекция, новые источники сырья, доступная органика, персонализированное питание и др. Дальше шла проработка и представление проекта программы на различных сетевых мероприятиях: хакатон, труба экспертов, предварительная защита.
Непростой путь в области проектной деятельности ребята прошли бок о бок со своими наставниками, которыми для них на эти три месяца стали ассистент кафедры лесного хозяйства агрономического факультета Савин Михаил Андреевич, доцент кафедры управления экономического факультета Хорунжин Максим Геннадьевич и заместитель декана по научной работе экономического факультета, доцент Федулова Инна Владимировна.
В финальной защите, которая состоялась 18 декабря, вуз по квоте организаторов представляла только одна команда от университета, прошедшая предварительный отбор – «Мы – будущее» (наставник Хорунжин М.Г.) с проектом «Установка для проращивания ростков и микрозелени». Войти в число победителей ребятам, к сожалению, не удалось. Наша команда, по оценке экспертов, заняла 26 позицию из 35 – именно столько вузов дошло до финала. Но для первого участия Алтайского ГАУ в подобных образовательных форматах этот результат дорогого стоит, ведь на старте участие в интенсиве приняли свыше 2,6 тыс. участников, объединенных в 370 команд, представляющих различные, в том числе национальные исследовательские университеты России.
Взять ответственность в свои руки
Основная трудность, с которой пришлось столкнуться участникам – это коммуникация. Ведь весь интенсив прошел в формате онлайн, а эксперты на нем были представлены со всей России.
– Узнав о том, что наша команда будет представлять Алтайский ГАУ в финале, мы ощутили огромную ответственность. АГАУ впервые принимает участие в образовательном интенсиве Университета 20.35, и нам не хотелось ударить в «грязь лицом».
Мы поняли, что команда сплотилась после участия в стартап-сессии технологических предпринимателей «НТИ-ALTAI», которая прошла 15-16 декабря в дистанционном формате одновременно на площадках четырех ведущих университетов Алтайского края. Наш проект «Установка для проращивания ростков и микрозелени» был оценен экспертами как «сырой». Не очень удачная характеристика перед финальной защитой на федеральном уровне. Но, как оказалось, это только сплотило и мобилизовало команду! С учетом всех рекомендаций экспертов ребятам удалось за двое суток доработать проект и провести очень достойную защиту, – рассказал наставник команды «Мы – будущее», доцент кафедры управления экономического факультета Алтайского ГАУ Хорунжин Максим Геннадьевич.
Закаленные одной целью
Команда развивалась в процессе своего участия в интенсиве. Сначала была образовательная программа, потом необходимо было приступить к разработке проекта. В результате произошло распределение ролей между участниками в соответствии с их компетенциями.
– Я была лидером команды. Произошло это спонтанно и неожиданно, сама от себя такого не ожидала. Вначале было сложно и непривычно. Советовалась с ребятами, мы ставили задачи, а потом уже я распределяла роли. Со временем стало получаться все лучше и лучше, – поделилась своей ролью в команде Ирина Пронько, студентка 3 курса факультета природообустройства Алтайского ГАУ. – Слушать не очень лестные отзывы жюри на стартап-сессии «НТИ-ALTAI» о нашем проекте было немного обидно. Но мы взяли в себя в руки, с кем не бывает. Все понимали, что к рекомендациям членов жюри следует прислушаться, они очень ценны и полезны для развития проекта. Тем более что впереди нас ждал финал, и уж к нему-то мы должны были подготовиться!
Студент 4 курса инженерного факультета Алтайского ГАУ Владимир Прокопенко отвечал в команде за составление презентации проекта и подготовку текста к ней, а также представлял команду на различных мероприятиях, в том числе и в финале.
– В начале проекта мы с командой не могли поймать одну волну, а задач поступало много. К концу интенсива с коммуникацией все наладилось, и мы сделали то, что сделали, – отметил Владимир. – История с интенсивом завершилась. Эмоции остались смешанные. С одной стороны рад, что можно наконец-то отдохнуть, а с другой понимаешь, что было интересно. В ходе интенсива я общался с экспертами из разных передовых НИИ и предприятий, что, как я полагаю, помогло мне освоить новые компетенции, которые пригодятся и в будущей профессиональной деятельности.
Проект команды «Установка для проращивания ростков и микрозелени» предполагал наличие знаний по агрономии, но ни одного агронома в команде не оказалось. Ребятам помогли консультации доктора с-х. наук, заведующего кафедрой плодоовощеводства, ботаники и биотехнологии растений, ректора Алтайского ГАУ Колпакова Н.А. Очень многое студентам пришлось изучать самостоятельно. Организаторы интенсива подчеркивают, что такой способ стимулирования познавательной активности – один из элементов модели образовательного интенсива Университета 20.35. Важно сформировать у участников запрос на новые знания и компетенции.
Биологическую часть проекта взял на себя студент 2 курса биолого-технологического факультета Алтайского ГАУ Леонид Хиль:
– Мое направление – это продукты питания животного происхождения, а здесь пришлось изучать нормы высева семян, разбираться с тем, какая влажность нужна для ростков и микрозелени, сколько времени потребуется для их проращивания. Было непросто, проект оказался больше связан с агрономией и инженерией.
Зато практически в своей стихии оказался Денис Закленчук. В задачи студента 3 курса инженерного факультета Алтайского ГАУ входило создание и проектировка прототипа 3Д модели проекта, подготовка инструкции для пользователей.
– Для меня работа в интенсиве показалась тяжелой. Новые приложения, новые задачи, новый график жизни – все это накладывает свой отпечаток, но мотивирует и придает интерес работе, – поделилась своими впечатлениями Марина Вастьянова, студентка экономического факультета Алтайского ГАУ. – На мне лежала экономическая часть проекта. И я бы не сказала, что справилась с ней самостоятельно. Я попала в команду, в которой собрались умные, дисциплинированные и ответственные люди. Они мне помогли. Возможно, это и было одной из целей интенсива – команда и взаимоотношения в ней!
А что дальше?
– Мы не ставили перед собой жесткой цели стать сегодня победителями, хотя не скрою было бы приятно. Для ядерной команды организаторов от университета важно было погрузиться в модель реализации практико-ориентированного подхода, для дальнейшего использования этого опыта в организации образовательной деятельности в вузе и в развитии проектного мышления у обучающихся и преподавателей, – отметил Бугай Юрий Александрович, проректор по экономической работе, заведующий кафедрой управления, а также руководитель проектной деятельности в рамках интенсива в Алтайском ГАУ. – Так что, я думаю, и для студентов и для преподавателей интенсив Университета 20.35 не завершился. Мы стоим только в начале пути, который открывает нам невероятно широкое поле для проектно-образовательной деятельности и развитии технологического предпринимательства в университете.
– Это был успешный старт для Алтайского ГАУ в новом пока для университета виде деятельности, связанном с разработкой и продвижением инновационных проектов по тематикам перспективных рынков НТИ, – пояснил Попов Евгений Сергеевич, проректор по научной и инновационной работе – координатор проведения интенсива на базе Алтайского ГАУ. – Начиная в данную работу, мы ставили перед собой сразу несколько задач: во-первых, включить университет в актуальную исследовательскую повестку Национальной технологической инициативы, во-вторых, стимулировать развитие проектной деятельности в вузе и постараться включить в эту работу как можно больше количество студентов и научно-педагогических работников и, наконец, в-третьих, сориентировать инновационные идеи и проекты обучающихся Алтайского ГАУ на финансовые инструменты поддержки, реализуемые сегодня в России институтами развития инноваций.
По итогам интенсива, с уверенностью можно сказать, что команда организаторов Алтайского ГАУ сделала серьезный шаг по всем этим направлениям, и интеграция проектной деятельности в повседневную научно-образовательную деятельность аграрного университета даст еще более ощутимые эффекты в дальнейшем. Именно такую задачу ставит перед собой ядерная команда АГАУ на новый запуск проектно-образовательного интенсива в 2021 году. Дорогу осилит идущий и успех, в этом случае, неизбежен!