Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ опубликовал новость, о том, что в ходе исследования, проведенного д.в.н. , профессором, заведующим кафедрой микробиологии, эпизоотологии, паразитологии и ветеринарно-санитарной экспертизы Алтайского государственного аграрного университета Петром Ивановичем Барышниковым, получены данные анализа патологического материала и сыворотки крови диких птиц лесостепной области Алтайского края на наличие возбудителей бактериальных инфекций и антител к опасным вирусам.

Исследование проводилось ученым на базе Алтайского государственного аграрного университета и Алтайской краевой ветеринарной лаборатории (АКВЛ). Использовались материалы, собираемые с 2005 года.

По способности к миграциям и перелетам 26 видов диких птиц были разделены ученым АГАУ на 3 группы: оседлые (голубь сизый, воробей домовый), кочующие (синица большая, снегирь, свиристель обыкновенный, дятел, сорока) и перелетные (чернеть, утка серая, гусь серый, шилохвость, кулик, цапля серая, нырок, чирок, широконоска, кряква, гоголь, свиязь, лысуха, хохол, крохаль, чайка серебристая, грач, атай, поганка большая).

Профессор Барышников микробиологически исследовал 455 проб патологического материала от 65 птиц 7 видов (голубь сизый, воробей домовый, синица большая, снегирь, дятел, сорока, утка серая). Методами общей микробиологии изучались морфологические, культуральные, тинкториальные, биохимические и гемолитические свойства, чувствительность к антибиотикам, проводилась идентификация выделенных микроорганизмов и ассоциированное проявление бактериальных инфекций.

При микробиологическом исследовании материала от диких птиц всего было обнаружено 160 культур микроорганизмов: 112 – бактерий, 26 – грибов и 22 – хламидий. Из них патогенными были только 6: Escherichia (Кишечная палочка) – 11, Staphylococcus (Стафилококк) – 21, Salmonella (Сальмонелла) – 4, Pasteurella (Пастерелла) – 3, Streptococcus (Стрептококк) – 1 и Chlamydia (Хламидия) – 22 культуры.
Отдельно были взяты 35 мазков отпечатков конъюнктивы глаз и легких на орнитоз. Наибольшее количество положительных проб выявили у воробья домового, голубя сизого и синицы большой, несколько меньше их было у снегиря и дятла. Все 170 проб легких и печени от 65 птиц на туберкулез оказались отрицательными, хотя в прежние годы в Барнауле и Первомайском районе регистрировались неблагополучные пункты по этому заболеванию для птиц.

Ученый АГАУ также протестировал 753 пробы сыворотки крови диких птиц из 10 районов лесостепной области Алтайского края, предоставленные АКВЛ, а также полученные им в окрестностях города Барнаула, на наличие антител к вирусам гриппа птиц, болезни Ньюкасла, инфекционной бурсальной болезни и инфекционного ларинготрахеита. Здесь вновь абсолютными лидерами стали голубь сизый и воробей домашний, у которых оказались положительными пробы на антитела ко всем указанным болезням.

Таким образом, голубь сизый и воробей домашний оказались абсолютными лидерами среди диких птиц Алтайского края по инфицированности патогенами и вирусами.

«Однако влияние инфицированности бактериальными патогенами на эпизоотическую обстановку установили только в отношении сальмонеллеза, а вирусами - в отношении болезни Ньюкасла, гриппа и инфекционной бурсальной болезни», - прокомментировал итоги исследования ученый Алтайского ГАУ.

Результаты исследования сопоставлены с данными Алтайской краевой ветеринарной лаборатории и могут быть использованы для прогноза эпизоотической обстановки в регионе, выявления неблагополучных пунктов по отдельным заболеваниям птиц и выработке эффективных мер по их профилактике.