Аспирант кафедры терапии и фармакологии Алтайского государственного аграрного университета Глеб Ракитин с помощью 3D-принтера изготавливает протезы клювов и конечностей для травмированных птиц

Молодой ученый АГАУ темой протезирования конечностей у животных занимается уже два года. Толчком к собственной разработке стала история отморозившего все лапы новосибирского кота, для которого ветеринары создали протезы. Однако углубившись в тему, Глеб Ракитин понял, что пока все подобные проекты, скорее окказиональные, т.е. случайные, сугубо индивидуальные, во многом экспериментальные, и каких-то общих рекомендаций для ветеринарных врачей здесь не существует.

А этим летом молодой ученый сам столкнулся с подобной проблемой. В ветклинику «Добрый доктор» в Барнауле, где он работает параллельно с учебой в университете, поступил новый пациент: серая ворона со сломанным клювом. Птица сломала клюв от столкновения с окном. Такая травма обычно влечет смерть, ведь без клюва пернатые не могут больше питаться. Но ветврачи смогли помочь птице.

На помощь пришли аддитивные технологии. Глеб Ракитин увлекался 3D-моделированием и даже выполнял частные заказы на распечатку отдельных деталей для автомобилей, мебели и т.п. Почему бы не использовать 3D-принтер для создания протезов? Коллеги помогли ему разработать компьютерную модель клюва, которую затем напечатали на 3D-принтере. Присоединили новый клюв вороне с помощью эпоксидной смолы.

Вторым подопечным молодого ветврача оказался сокол. Из-за травмы он потерял обе лапки. Ученый в данный момент как раз работает над протезами потерянных конечностей.

Третий пациент доктора Ракитина – сизый голубь Гоша, потерявший крыло. Сейчас он живет в виварии Факультета ветеринарной медицины. Ученый распечатал ему крыло, которое присоединяется на ремешках. Конечно, голубь не может летать, но крылья птицам даны не только для полета: они помогают балансировать при ходьбе. Глеб точно рассчитал вес и форму протеза, и теперь голубь Гоша может нормально ходить, не заваливаясь на сторону. Конечно, птице понадобилось время для адаптации, привыкание к новому крылу. Сородичи, как говорит молодой ученый, голубя с протезом не боятся.

По словам Глеба Ракитина, он готов работать и с животными, и с птицами, но птицы теряют конечности гораздо чаще.

«Именно птицы чаще всего получают повреждения конечностей. Попадая в город, они пугаются звуков, оживленного движения. Дикие пернатые — частые пациенты ветеринарных клиник после встречи с домашними кошками и собаками. Они часто ломают маленький клюв о стены многоэтажек или калечат хрупкие лапки – вплоть до полной их ампутации. И помощь им оказывают, как правило, в том случае, если сердобольные граждане приносят диких птиц к ветеринарам!», - говорит Глеб Ракитин.

Как рассказывает ученый, создание протеза – на самом деле задача нелегкая. Идеальный протез должен быть достаточно прочным, чтобы выдержать суровые условия окружающей среды и физические нагрузки, при этом быть легким и удобным. Много времени у Глеба Ракитина ушло на экспериментальную проверку материала для 3D-протезирования. Ученому пришлось перепробовать большое количество различных материалов (ABS – акрилонитрилбутадиенстирол; PLA – полилактид; PETG – полиэтилентерефталатгликоль; TPU (также известный как FLEX) – термополиуретан; NYLON – полиамид), чтобы выбрать самый подходящий. В итоге оптимальные свойства показал нейлоновый филамент.

«Во-первых, это самый прочный из доступных для 3D-печати пластиков. Он устойчив к высоким температурам и имеет низкий коэффициент трения. К тому же нейлон хорошо переносит воздействие кислот и щелочей. А они чаще всего встречаются в продуктах питания птиц», - объясняет молодой ученый АГАУ.

Как считает Глеб Ракитин, 3D-печать открывает перед протезированием большие перспективы. Аддитивные технологии позволят ветврачам получать готовые протезы быстро и сразу в нескольких экземплярах. Это очень удобно, если потребуется заменить старый экземпляр протеза на новый. Тем более, что сегодня 3D-принтеры становятся все более доступными. Даже если в ветклинике нет специалистов, которые умеют работать с 3D-принтером, протез по уже готовому файлу можно распечатать в компании, занимающейся 3D-печатью.

Поэтому в настоящее время аспирант Алтайского ГАУ в рамках своей научной работы разрабатывает методические рекомендации для ветврачей по протезированию, которые учитывали бы накопленный опыт работы, а также создает электронную базу готовых 3D-моделей протезов для животных. Она будет выложена в свободном доступе в интернете и станет доступна для всех. Ветеринарным врачам останется только внести нужные параметры пернатого пациента в программу и отправить набросок на принтер.

«Электронная база будет доступна для всех ветеринарных врачей абсолютно бесплатно! Я планирую оформить патент только на некоторые, наиболее дорогие для меня, разработки протезов, чтобы зафиксировать авторство», - рассказывает ученый.

Закончить создание электронной базы 3D-моделей протезов Глеб Ракитин планирует к концу 2025 года.