Это интересно!

Почему «Фауст» Гёте - гениальное произведение?

Философская драма для чтения «Фауст» Иоганна Вольфганга Гёте - одна из вершин немецкой поэзии, над которой автор работал около 60 лет. Основываясь на классической немецкой легенде эпохи Просвещения, «Истории о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике», Гёте выразил стремления своего времени к познанию, к эмпирической стороне жизни. Главный герой произведения стал в один ряд с главными персонажами Нового времени - Гамлетом, Дон Жуаном и Дон Кихотом. В трагедии Гёте находили вдохновение и развивали поставленные им вопросы многие поэты, драматурги, прозаики и режиссёры: «Сцена из Фауста» А. С. Пушкина, «Пер Гюнт» Г. Ибсена, «Доктор Фаустус» Т. Манна, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Фауст» А. Н. Сокурова.

Пари за душу

Действие произведения начинается на небе, где Господь и Мефистофель заключают пари: сможет ли человек сопротивляться искушению. Фауст становится представителем всего человечества, и именно его душа ставится на кон. Гёте проводит параллель с сюжетом спора за душу Иова из Ветхого Завета, однако очевидно различие между богобоязненным Иовом и циничным Фаустом, который на вопрос о вере в Бога уклончиво отвечает:

Мой друг, кому дано
По совести сказать: я верю в бога?
Священников ты спросишь, мудрецов -
У них тебе ответ всегда готов;
Но весь ответ их, как рассудишь строго,
Окажется насмешкой над тобой.

Мефистофель является ему и предлагает договор: постигнуть все тайны мира взамен на душу. Её он заберёт, когда страсть к познанию погаснет в сердце Фауста, и он произнесёт: «Мгновенье, / Прекрасно ты, продлись, постой!». Тот быстро соглашается: собственная душа его совершенно не волнует, «к загробной жизни равнодушен».

Фауст и познание

Героем Гёте движет страсть к познанию мира, в самом начале он говорит о себе:
Я богословьем овладел,
Над философией корпел,
Юриспруденцию долбил
И медицину изучил.
Однако я при этом всем
Был и остался дураком.

Знания, собранные людьми, не приводят его к пониманию мира. Фауст стремится всё испытать, а цена его нисколько не волнует. Почему он так легко отдаёт душу? Душа не поддаётся эмпирическому, опытному познанию: сколько ни анатомировал человека главный герой драмы, души он в нём так и не смог найти. То же самое касается и Бога. Стремясь познать мир, он исключает из него «излишнюю» метафизику.

Фауст и дело

Фауст - персонаж действия. Берясь за перевод Библии, он начинает её править:
«В начале было Слово». С первых строк
Загадка. Так ли понял я намёк?
Ведь я так высоко не ставлю слова,
Чтоб думать, что оно всему основа.
«В начале мысль была». Вот перевод.
Он ближе этот стих передаёт.
Подумаю, однако, чтобы сразу
Не погубить работы первой фразой.
Могла ли мысль в созданье жизнь вдохнуть?
«Была в начале сила». Вот в чем суть.
Но после небольшого колебанья
Я отклоняю это толкованье.

В приведённом фрагменте мы можем увидеть, как он последовательно отказывается от созерцательной позиции в пользу активной.
Свой «деятельный гений бытия» Фауст ни перед чем не останавливает: убийства брата и матери возлюбленной Маргариты, старичков, чей дом мешает задуманному им строительству. Для него не существует норм морали, он бесчувственен к чужим страданиям. Сам Мефистофель рядом с ним выглядит более нравственным созданием, когда убеждает его отказаться от ухаживаний за невинной Маргаритой.

«Мгновение, продлись!»

В конце жизни уже слепой Фауст задумывает строительство плотины для блага людей:
Прочь отвести гнилой воды застой -
Вот высший и последний подвиг мой!
Я целый край создам обширный, новый,
И пусть мильоны здесь людей живут

Он слышит звуки лопат и принимает их за работы по возведению, однако на самом деле это прислужники Мефистофеля копают ему могилу. В этот миг он произносит заветные слова: «Мгновение, продлись!» Теперь его душа должна принадлежать дьяволу.

В финале этого эпизода звучит монолог Мефистофеля:
Прошло? Вот глупый звук, пустой!
Зачем прошло? Что, собственно, случилось?
Прошло и не было - равны между собой!
Что предстоит всему творенью?
Всё, всё идет к уничтоженью!
В его свете мы видим, что мгновение, к которому так стремился Фауст, «Прошло... что это значит? Всё равно, / Как если б вовсе не было оно». И для Мефистофеля жизнь Фауста была бессмысленна, её будто бы и не было, а познание не принесло никаких плодов.

Финал трагедии

По условиям договора душа Фауста теперь в руках дьявола, а значит, окажется в аду. В произведении Гёте, в отличие от версий легенды, существовавших до него, меняется финал истории: Господь не согласен с Мефистофелем в том, что жизнь Фауста была пустой, он спасает его душу, оправдывая тем, что его труд был на благо людей. Тем самым и Гёте оправдывает своего героя и его поступки. У Гёте главный герой лишился расплаты за выполненные дьяволом желания.

Гениальность «Фауста»

Величие философской драмы Гёте заключается в выражении нового человека, разочаровавшегося в религии и теперь надеющегося только на себя и свои силы в постижении мира. «Прекрасное мгновение» оказывается не в Раю, а здесь. Жизнь и есть то самое «прекрасное мгновение». Гёте показал человека, способного подчинить себе мир, отдающего этому все свои силы. Иной взгляд на жизнь означает для него жалкое существование:

Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой!
Гёте изобразил тип человека, который так и не затерялся где-то в веках, а всё ещё живёт среди нас. И поэтому, читая «Фауста» сегодня, мы читаем и о дне сегодняшнем.