Время читать! Классика французской литературы
«Карьера Ругонов» Эмиль Золя

Начало декабря 1851 года во Франции. Государственный переворот. Повсюду протесты и беспорядки. Воздух пропитан революционными настроениями. Плассан, конечно, не Париж, но и здесь есть люди, готовые сражаться за республику. Юный, чистый сердцем Сильвер, впитавший республиканские идеи от своего провокатора-дяди, решил присоединиться к повстанцам. Он берёт у бабушки ружье и на пустыре прощается со своей любимой девушкой Мьеттой. Сильвер и Мьетта - что те Ромео и Джульетта, попавшие в западню обстоятельств и обмана. Именно с этой светлой пары «Карьера Ругонов» начинается и ею же заканчивается.

«Карьера Ругонов» - первый роман цикла «Ругон-Маккары». Именно в ней Золя знакомит читателя с большим семейством Ругон-Маккаров. Всё предельно понятно: кто чей сын, кто чья дочь и (что важно) даны краткие характеристики (хороший человек или плохой, чьи черты унаследовал). Золя не просто создал полотно нравов того времени, он виртуозно описал совершенно разные характеры.

В «Карьере Ругонов» перед читателем проходят жизни трёх поколений Ругон-Маккаров: основательница рода Аделаида, трое её детей - законный сын Пьер Ругон и незаконные Антуан и Урсула Маккары (дети) и их дети (внуки Аделаиды). Тот самый светлый юноша Сильвер - внук Аделаиды и сын Урсулы. Он редкий представитель семейства, поскольку большинство Ругон-Маккаров люди глубоко порочные. А непорочные в этой жизни просто не выживают...

Итак, перед нами городок Плассан на 10 тысяч жителей. Здесь ярко выражены сословные различия, однако, до поры до времени в политическом плане всё тихо. Богатые живут в своём районе города, бедные - в своём. Аделаида была не из самой знатной, но из состоятельной семьи. Она осталась последней в семье Фуков. Получила наследство, стала богатой невестой. Но по непонятной причине вышла замуж за крестьянина Ругона, работавшего на их ферме батраком. У Ругонов родился сын Пьер. Но через несколько месяцев Ругон умер. Аделаида сошлась с ещё более странным типом - бродягой Маккаром. Вне брака родилось двое детей - Антуан и Урсула.

Аделаида была чудаковатой, непрактичная женщина, сосредоточенная на любви. Дети росли как трава, без присмотра и наставлений. Состояние постепенно таяло. В одном мать была хороша - детей она на законных и незаконных не разделяла. Но для общества существовал только Пьер Ругон. Мать считали безумной, сыну сочувствовали. Когда дети выросли, проявились их генетические наклонности и отсутствие хорошего воспитания и хороших примеров для подражания. Законный сын решил вышвырнуть мать и сводных брата и сестру за дверь и одному завладеть состоянием.
Золя рассказывает о политических событиях, которые происходили во Франции в то время. На волне этих глубоко трагических событий Ругоны и построили своё долгожданное, страстно желаемое благополучие. Развязка романа возвращает нас на пустырь, откуда роман начался, к мальчику Сильверу. Золя закольцовывает сюжет. С высшей точки счастья он швыряет юных героев в пропасть. И не удивительно. Карьера Ругонов строилась на крови.

Сильнейший роман! Живые персонажи, интересные темы, психологизм, чудный язык, великолепная структура, напряжённый сюжет и мощный финал. Романы XIX века часто грешат скучными пространными описаниями. Но «Карьера Ругонов» - не тот случай. Здесь и от описательной части не оторвёшься. Никакого анахронизма. Свежо и актуально. Сложность (или скучность) языка Золя сильно преувеличивают. А начинать цикл надо с первого романа, если хочется понимания общей картины. Цикл «Ругон-Маккары» состоит из 20 романов.

Рекомендованный автором порядок чтения, можно читать и как отдельными произведениями:
«Карьера Ругонов» (1871)
«Его превосходительство Эжен Ругон» (1876)
«Добыча» (1871-1872)
«Деньги» (1891)
«Мечта» (1888)
«Завоевание Плассана» (1874)
«Накипь» (1882)
«Дамское счастье» (1883)
«Проступок аббата Муре» (1875)
«Страница любви» (1878)
«Чрево Парижа» (1873)
«Радость жизни» (1884)
«Западня» (1877)
«Творчество» (1886)
«Человек-зверь» (1890)
«Жерминаль» (1885)
«Нана» (1880)
«Земля» (1887)
«Разгром» (1892)
Доктор Паскаль» (1893)