Г.Флобер «Госпожа Бовари»: провинциальная любовь
Если вы с удовольствием читаете любовные романы, то вам непременно понравится проза Гюстава Флобера и, в первую очередь, «Госпожа Бовари». Действие романа разворачивается во французской провинции, где-то между революциями 1830 и 1848 годов. Эмма, главная героиня произведения, мечтая о любви и красивой жизни, выходит замуж за сельского врача Шарля Бовари, но не находит в замужестве того, о чем читала в любовных романах. Она, томясь от скуки, начинает заводить состоятельных любовников, которые тоже не приносят ей радости. Флоберу не так интересен сюжет, как описание нравов, - здесь нет динамического развития событий, зато мы видим души героев насквозь.
Гюстав Флобер - один из крупнейших европейских писателей XIX века. Он родился в Руане в семье врача в 1821 году, потом уехал учиться в Париж, но после смерти отца вернулся в имение под Руаном и почти не покидал его до конца жизни. Подобно своему предшественнику Бальзаку, Флобер пристально исследовал французское общество своего времени и при этом был великолепным стилистом. Ему удалось создать новый художественный язык - точный, объективный, способный выражать тонкие импульсы человеческой души и говорить о вещах, которые раньше было не принято обсуждать.
Госпожа Бовари
Флобер писал роман с 1851 по 1856 год и публиковал его частями в «Парижском обозрении». Публикация закончилась скандалом: писателя обвинили в оскорблении морали и вместе с редактором журнала отдали под суд. Только оправдательный приговор позволил ему опубликовать роман отдельной книгой - она вышла в 1857 году.
Флобер безжалостен к своим героям. Большинство из них - буржуа: это люди, сосредоточенные на материальной стороне жизни. Автор рисует их заурядными, они скупы и прижимисты, их мышление шаблонно. Эмма Бовари, главная героиня романа, проводит время в ожидании какого-то блистательного события - но сама живёт праздно и пассивно.
Её характер хорошо иллюстрируют размышления об игре на фортепиано: «Зачем играть? Кто станет слушать? Раз уж никогда не придётся, сидя в бархатном платье за роялем, пробегать по клавишам лёгкими пальцами обнажённых рук и слышать, как, словно ветерок, охватывает тебя со всех сторон восхищённый шёпот толпы в концертном зале, то стоит ли скучать за упражнениями?» Её муж Шарль Бовари доволен своей супружеской жизнью и не замечает страданий жены. Он ни к чему не стремится и ничего не желает. Впрочем, любовники Эммы ничуть не лучше: они эгоистичны и самодовольны, и каждый ищет в отношениях с ней лишь личной выгоды.
Даже если предположить, что у главной героини был реальный прототип, образ Эммы Бовари получился собирательным. Однажды Флобер сказал: «Эмма Бовари -это я!»; при желании современный читатель может найти в главной героине и собственное отражение. Описывая и анализируя поступки Эммы, сам Флобер ощущал «холод скальпеля, проникающего в его тело».
Обложки книги Г. Флобера «Госпожа Бовари»
Флобер писал книгу на протяжении пяти лет. Писатель тщательно работал над каждым словом, иногда итогом рабочего дня становилась всего одна фраза. Так, в письме возлюбленной Флобер писал: «Сцена в гостинице потребует месяца три. Бывают минуты, когда я готов плакать от бессилия». В процессе работы Флобер сам читал любовные романы, которые любила читать Эмма, изучал симптомы и последствия отравления мышьяком.
Интересно, что сюжеты романов Толстого «Анна Каренина» и Флобера совпадают. Лев Толстой работал над своим детищем с 1873 по 1877 год, спустя 20 лет после появления «Госпожи Бовари». Впервые упоминание «Бовари» в дневнике Толстого встречается спустя ещё 20 лет, однако трудно представить, что все эти годы Толстой ничего не знал о главной европейской литературной сенсации того времени. В 1857 году он приехал в Париж спустя всего лишь две недели после окончания судебного процесса над Флобером, это по-прежнему новость номер один в городе. Кроме того, в Париже Толстой проводит время в компании Тургенева, который считал «Бовари» лучшим произведением «во всём литературном мире».
Если учесть внимание Толстого к современной европейской прозе, можно предположить, что история скучающей женщины, чья супружеская неверность приводит её к гибели, была хотя бы в общих чертах известна ему задолго до того, как он воплотил тот же сюжет в собственном романе. При этом в отличие от Флобера, Толстой не только изображает упадок семейной жизни, но и ищет вместе со своим героем Левиным пути к счастью и единству семьи.