Всемирная выставка в Брюсселе 1958 года проходила с 17 апреля по 19 октября 1958 года. Этот смотр достижений стал первой крупной Всемирной выставкой после Второй мировой войны.
Девизом выставки была тема – «Человек и прогресс».
Её лозунг - «Мы живем в 1958 году, в год технологических чудес, когда можно всё!»
Основная борьба за призы и первенство в выставке развернулась между павильонами СССР и США. Несмотря на грандиозные размеры (25 тысяч квадратных метров) и классические формы, советский павильон смотрелся легко и современно благодаря, прежде всего, стеклу и алюминию, из которых был построен.
На выставку были привезены копии первого спутника и лунника, модели атомохода «Ленин» и новейших пассажирских самолётов, угольные комбайны и станки-станки-станки. В сам огромный павильон вместилось не всё - площадь перед ним была задействована под стоянку разного рода техники - грузовых автомобилей, тракторов, автобусов, комбайнов.
Павильон СССР признали лучшим на выставке. Такое мнение высказали и простые посетители (а это - 30 миллионов человек), и профессиональное жюри, оценивающее уровень оформительского искусства. Его решением Гран-При выставки был присужден советскому павильону.
Успеху советской экспозиции во многом способствовало то обстоятельство, что за несколько месяцев до открытия выставки СССР запустил в космос один за другим два спутника. Макеты обоих спутников были выставлены в советском павильоне, и люди выстаивали очередь, чтобы пробиться к этому чуду космической техники. Американские спецслужбы тоже уделили спутникам отдельное внимание. Несколько специалистов со спецоборудованием, в первую очередь, фотокамерами, обсмотрели и отсняли модели спутников со всех сторон. Подготовленный ими отчёт был частично рассекречен только в 1994 году.
Успеха в Брюсселе добилась советская гражданская авиация. Гран-При получил только что вышедший на дальние трассы реактивный ТУ-114. До 1965 года он был самым большим пассажирским самолетом в мире. Конструкторское бюро Ильюшина получило золотую медаль за ИЛ-18 - один из самых популярных среднемагистральных советских самолетов, служивший затем на внутренних рейсах более 20 лет. Золотых медалей удостоились также вертолеты МИ-14 и КА-18.
Гран-При был вручён и стенду Горьковского автомобильного завода, на котором были представлены легковая машина ГАЗ-21 и грузовик ГАЗ-52. Успех в Брюсселе не означал, конечно, что она была признана лучшей в мире, хотя бы потому, что американцы своих легковых машин тогда не выставили. Зато европейская автоиндустрия была представлена в полном объеме. Таким образом, в 1958 году ГАЗ-21 был признан лучшим легковым автомобилем Европы. Именно после Брюсселя 21-ю «Волгу» стали покупать у нас 75 стран.
Жюри брюссельской выставки высоко оценило также 40-тонный самосвал МАЗ-530 и двухцилиндровый мотоцикл «Иж-Юпитер». 25 наград разной значимости взял стенд советской радиоэлектроники, золотых и серебряных медалей удостоились дальномерная фотокамера «Ленинград», зеркально-линзовые объективы, вологодские кружева, табачные изделия фабрики «Ява» и многое другое.
На огромной сцене перед нашим павильоном выступали все, кто составлял тогда гордость отечественного искусства: балет Большого театра с Галиной Улановой, ансамбль народного танца Игоря Моисеева, скрипач Давид Ойстрах, Московский цирк с Олегом Поповым, хор Советской армии под управлением Бориса Александрова. В брюссельских кинотеатрах как раз во время выставки шел фильм Михаила Калатозова «Летят журавли», только что удостоенный Золотой пальмовой ветви в Каннах.
То, что это был триумф, в 1958-м понимали все, включая основных наших «визави» - американцев. Западная пресса писала тогда, что Советский Союз превзошел США в научном и технологическом отношении.