Пожалуй, дело в теме, которую так неустанно освещает Толстой в этих рассказах - брак и отношения между мужчиной и женщиной, а также вопрос половой любви; является ли брак центром этих отношений или он всего лишь социальная формальность? Какую роль в браке играет половая любовь? Не главенствующую ли? А как же платоническая (духовная) любовь? Есть ли она? В этом и пытается разобраться Лев Николаевич.
Л. Н. Толстой "Дьявол"
"Дьявол" представляет собой философскую криминальную историю с элементами биографии Толстого. Речь пойдёт о знатном дворянине, решившем стать успешным землевладельцем и, соответственно, осесть в деревне. Главный герой Евгений Иртенев - это представитель высшего общественного слоя: образованный, здравомыслящий, развитый как в духовном, так и в физическом смысле. В какой-то момент, он влюбляется в деревенскую девушку Степаниду, которая доводит его до одержимости, морального разложения и психического расстройства, а также разрушает его семью. В конце концов, Евгений убивает Степаниду - его признают сумасшедшим. "Дьявол" - очень непростая вещь, ведь в нём представлена "мужская" история: образованный мужчина становится жертвой "блудной девки", которая использует его инстинкты для превращения в своего раба.
Л. Н. Толстой "Отец Сергий"
Перед нами философско-психологический триллер с элементами социальной драмы. В повести "Отец Сергий" перед нами вновь встаёт вопрос любовной страсти и, плюс ко всему, психология гордости, т.к. в центре внимания молодой, перспективный и очень гордый мужчина, поклонник царя - его ждут большие дела в государстве и красавица жена. Однако вдруг он узнаёт, что его невеста - любовница Николая I. Это полностью разрушает его внутренний мир. Принимая это как внешний вызов, он решает стать монахом. Но не от любви к Богу, а из гордости, чтобы показать окружающим, что он "выше всех вас". Его ждёт очень тернистый, вязкий и даже кровавый путь. Ведь одна женщина даже попытается соблазнить его и отцу Сергию придётся топором отрубить себе палец, чтобы совладать со своими желаниями. История страсти, гордыни и борьбы с самим собой близка многим.
Л. Н. Толстой "Крейцерова Соната"
«Крейцерова соната» - это одно из произведений Бетховена. Почему же повесть Толстого называется именно так? Дело в том, что Лев Николаевич хотел сказать, что красота, чаще всего, вызывает в людях не гармонию и умиротворение, а инстинкты разрушения, деструкцию. Главный герой, одержимый ревностью к своей жене, убивает её любовника, с которым она вместе исполняла "Крейцерому сонату". Такой парадокс - красота, стимулирующая разрушение; женщина, возбуждающая саморазрушение. Это самая спорная и скандальная вещь Толстого: здесь он нападает на брак как на иллюзию, фальшивую социальную формальность. В своё время это произведение вызвало эффект разорвавшейся бомбы в высших слоях общества.