Сайт краевой газеты "Алтайская правда" опубликовал метериал известного журналиста Евгения Платунова о том, как Алтайский государственный аграрный университет ведет работу по внедрению агротехнологических классов в щколах.
В российских школах с 1 сентября нынешнего года вводится специальный профиль обучения, что даст образовательным учреждениям возможность официально создавать профильные классы для подготовки будущих кадров для сельскохозяйственных предприятий. Примечательно, что в нашем регионе такие шаги предприняли еще в начале текущего учебного года. Причем сформировали спецклассы даже в городских школах.
Не только в сёлах
В прошлом году первые агроклассы создали в Павловском и Курьинском районах – в поселке Прутском и селе Колывань.
– Педагоги сразу же откликнулись. Не было никаких препятствий и сомнений. Ведь это очень нужно и детям, и родителям, – уверена Лидия Переверзева, директор Прутской школы. – Появляется возможность при окончании 11-го или даже 9-го класса заключать целевые договоры по поступлению в аграрный вуз или колледж при нем. Есть вероятность, что дети по окончании учебы получат высокооплачиваемое место работы. Видны только плюсы.
Одним из условий создания агроклассов является специальное оснащение аудитории для занятий. Предприятиям-спонсорам, которые участвуют в такой работе, по госпрограмме «Кадры в АПК» компенсируется 90% их затрат на модернизацию учебного помещения. В Прутской школе было потрачено на проект около 2 млн руб.
Для компании «Доминант» это стало новым опытом взаимодействия бизнеса со школами. И предприниматели очень гордятся новым направлением.
– Перед тем как сделать ремонт, работал дизайнер и другие специалисты. Вместе с директором школы выбирали интерактивную доску. Ведь результатом работы должно было стать улучшение всего учебного процесса. Готовим ролики для демонстрации ребятам на занятиях, – уточнила Антонина Кульдишова, ведущий менеджер по персоналу компании «Доминант».
В барнаульских школах № 53 и 110 тоже решились на такую не совсем стандартную деятельность.
– В прошлом году к уже созданным различным профильным классам добавился еще один. Мы пошли своим путем. Пообщавшись с коллегами и деканом экономического факультета АГАУ, решили, что городских детей можно обучать специальностям по планированию, и ввели, например, дополнительный курс «Основы бухгалтерии». Экономика в АПК имеет свои особенности, поэтому даже выпускник-экономист из классического университета не сразу освоится в аграрных вопросах, – рассказал Марат Галиев, директор школы № 110. – В этом году десятиклассники нашего агрокласса заканчивают обучение, и я считаю, что опыт был успешным.
Беспокоит Галиева, что в программу «Кадры в АПК» городские учебные заведения войти вряд ли смогут. Но все равно свою нынешнюю деятельность в профильном классе в школе № 110 намерены продолжать.
– С 2025 года по программе «Кадры в АПК» как раз предусмотрена компенсация затрат для создания агротехнологических классов. Но по доплатам преподавателям механизм пока не совсем понятен, – напомнил Сергей Завалишин, проректор по учебной работе Алтайского государственного аграрного университета.
Чтобы школьным педагогам не пришлось изобретать велосипед, в октябре прошлого года в АГАУ провели научно-методический семинар для учителей общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования «Основы аграрных профессий: методическое обеспечение работы агротехнологических классов». Участниками форума стали 25 педагогов из школ и учреждений дополнительного образования 12 районов Алтайского края, а также из Барнаула и Славгорода. Это были активные участники всероссийского конкурса «АгроНТРИ», коммуникативно-образовательного проекта «Поколение АГРО», с которыми АГАУ сотрудничает уже на протяжении ряда лет.
Специально для педагогов, которые активно продвигают аграрное образование в своих муниципалитетах, преподаватели вуза подготовили методические рекомендации, обобщив системный опыт проведения мероприятий по знакомству молодежи с аграрными профессиями и по реализации проекта агроклассов.
Сколько будет?
В реестре вуза сейчас примерно два десятка школ, где директора сотрудничают с предпринимателями, готовыми открыть агротехнологические классы. Есть такие планы и у еще одной барнаульской школы, директора которой вдохновил опыт коллег из 53-й СОШ.
Осенью прошлого года школа № 53, АГАУ и тепличный комплекс «Толмачёвский» договорились об открытии агроклассов. Ученые вуза проводят занятия с детьми, знакомя с базовыми компетенциями современных аграрных профессий. Тепличный комплекс на практике демонстрирует особенности работы высокотехнологичного предприятия АПК.
В декабре в школе закончился первый образовательный модуль по программе «Молоко и молочные продукты» в объеме 24 часов. Разработала эту программу Екатерина Зуева, которая сейчас возглавляет в АГАУ отдел сопровождения научно-инновационной деятельности. Екатерина проводила со школьниками не только теоретические занятия, но и лабораторные на базе биолого-технологического факультета вуза. Ведь варить мягкий сыр и определять качество молока в школьном классе невозможно.
– Занимались ребята из 6, 7 и 8-го классов. Темы для всех были одни и те же. Но главное – как рассказать. Про химический состав молока можно младшим просто перечислить показатели, продемонстрировав какие-то табличные значения. А более взрослым восьмиклассникам можно давать информацию расширенно. Для 10 и 11-го класса стоило еще многое добавить, – поделилась особенностями своего курса Зуева.
Без реестра
В леньковской средней школе № 1 Благовещенского района сейчас учится чуть больше 300 ребят. Там два седьмых класса, в которых 30 учащихся.
– Мы тоже начали работать по программе агроклассов в нынешнем учебном году. Но наш такой класс – не совсем «настоящий». Пока это все еще внеурочная деятельность, – признала Ольга Качан, учитель химии. – Пока конкретно не определились, как ввести все на следующий год в рамки требований к агротехнологическим классам. Но нам это всем интересно. С ребятами дважды в нынешний учебный год приезжали в АГАУ на мастер-классы.
После таких поездок в леньковской школе появляется все больше и больше желающих тоже заниматься в местном прототипе агрокласса.
Сложнее, наверное, будет с новой методикой преподавания в малокомплектных школах. В поселке Новороссийском Рубцовского района в учебно-производственной бригаде «Росток» сейчас занимается половина из 96 учеников школы. Всю работу организует Любовь Митяева – учитель биологии, неоднократный участник и победитель различных конкурсов, в том числе и всероссийских.
– В бригаде сейчас занимаются учащиеся с 5-го по 11-й класс. Поля у нас есть, 250 гектаров, сад-огород занимает 2 гектара. Раньше сами с техникой занимались. Но при нынешних законах, ограничивающих трудовую деятельность учащихся, все стало сложнее, – сетует педагог. – В агроклассах, конечно, должны заниматься примерно с 6–7-го класса, а к 11-му классу у ребят уже складываются собственные планы, которые не связаны с сельским хозяйством. У нас выпускается в нынешнем году всего один человек.
Сейчас все занятия, что ведет с бригадой Любовь Ивановна, носят статус дополнительного образования. Доплата поэтому совсем небольшая. В начале года на заседании Правительства РФ было заявлено, что в агроклассах педагоги будут получать стимулирующие выплаты в размере до 30 тысяч рублей в месяц.
Справка
По данным Минсельхоза РФ, подготовка кадров для отрасли является составляющей нацпроекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», в рамках которого к 2030 году в России будет создано более 18 тыс. агротехнологических классов. В Алтайском крае планируется создать 90 таких классов.