Помните, в советском фильме «Дело было в Пенькове» лихой тракторист Матвей Морозов мечтал о светлом будущем, где трактора в поле будут управляться дистанционно, нажатием одной кнопки? Наверное, наивностью это тогда казалось, фантазерством. А ведь живем мы теперь в этой реальности! Более того, школьники могут управлять сельхозтехникой, прогнозировать метеоусловия и даже умеют читать снимки, полученные с космоса. Демонстрировали они свои знания с 19 по 20 сентября в рамках регионального очного этапа Всероссийского конкурса «АгроНТИ-2020».

Будущий студент

День соревнований для ребят из сельской местности и малых городов Алтайского края, а именно для них проводился конкурс «АгроНТИ», начался с экскурсионной программы. Мимо машины мобильного детского технопарка «Кванториум.22», установленной у главного корпуса АГАУ, просто нельзя было пройти. Хештеги #поколение22 и #качаймозги сулили что-то до невозможности загадочное и интересное.

Собственно так оно и оказалось: работающая рука робота, необычные модели квадрокоптеров, 3D-принтер и многое другое – во все это с увлечением рассматривали школьники.

Не меньший интерес вызвала экскурсия в «Учебный центр Алтайского кластера аграрного машиностроения», который размещен на базе Алтайского ГАУ. Здесь ребята могли посидеть на кресле водителя самой современной сельхозтехники.

Возле огромного «Кировца» стоят отец и сын, который с горящими глазами рассматривает все вокруг.
– Пойдешь учиться в аграрный на инженера? – спрашивает отец у заинтересованного сына.

Гипс думать не мешает

Всего в конкурсе четыре направления: «АгроКоптеры», «АгроРоботы», «АгроМетео», «АгроКосмос». Разведены они по отдельным площадкам. В спортзале общежития №4 проходили соревнования по первым двум дисциплинам. А для направлений «АгроМетео» и «АгроКосмос» требуется тишина, поэтому участники расположились в компьютерных классах и аудиториях.

То, что делают участники направления «АгроКоптеры», не сразу и поймешь. Думаете, они берут в руки пульт, и давай летать по спортзалу? Нет. Вначале пишут программу для конкретно обозначенного поля, потом ее загружают в квадрокоптер, и... те не всегда взлетают. Процесс длительный, кропотливый. Поэтому все участники очень серьезные, деловитые.

За одним из компьютеров сидит парень с рукой в гипсе. На вопрос, что случилось? С улыбкой отвечает: «С велосипеда упал, так получилось».

– Для квадрокоптера нужно составить программу, вычислить все по формуле и передать эту программу по кабелю в коптер. В школе нас обучают этому внеурочно. Ну, а сломанная рука думать не мешает, – поделился секретами мастерства Даниил Саклоков.

Юная поклонница агророботов

Полигон препятствий для агроробота тоже легким не назовешь. Конкурсанту надо картофель посадить, тюки коровам доставить, поле вспахать и еще обойти какое-то болото, я его сам не заметил, но говорят, оно там было.

Одним из первых проходит полосу препятствий Илья Лебеденко, воспитанник центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точки роста» Поспелихинской школы № 2.

«Пока что это лучший результат», – обрадовали Илью жюри конкурса.

– Ребята учились управлять такими роботами только онлайн. Это их первые соревнования регионального уровня, с управлением такой техники. В школе работают и тренируются на конструкторе Lego, конечно, это несколько другие масштабы. Но они у меня молодцы, хорошо выступают. Команда! – с гордостью говорит руководитель делегации Светлана Завгородняя.

Тут к полосе препятствий подходит девочка, ей годика полтора на вид. С широко открытыми глазками смотрит, как гоняют роботы по полигону.

– Юная поклонница агророботов, – улыбаясь говорит отец. – Старшая сестра участвует в направлении «АгроКосмос», а мы группа поддержки.

Под бдительным присмотром

Как думаете, какими навыками должны обладать участники направления «АгроМетео» и «АгроКосмос»? Мне кажется особой наблюдательностью и усидчивостью.

– Ребята по снимкам определяют, где находятся пашни, сенокос и другие сельскохозяйственные угодья. Направление «АгроКосмос» сегодня очень востребовано, так как невозможно вручную отследить каждый участок поля, а с такими технологиями это становится легче, – объяснил куратор направления Вадим Латкин.

О русских метеорологах и прочих аспектах метеорологии участникам направления «АгроМетео» рассказал декан факультета природообустройства АГАУ и куратор направления Алексей Томаровский. Я, кстати, с удовольствием его послушал, узнал для себя много нового. Не зря говорят: «Век живи, век учись», а я от себя добавлю – и будешь очень умным.

– Ребята должны собрать данные наземных метеостанций, обработать их и составить прогноз, – разъяснил он. Пояснение простое, а вот попробуй не ошибись во всех многочисленных данных!

Вот так, с разным накалом страстей, проходил региональный этап Всероссийского конкурса «АгроНТИ-2020». А старт начался с «Ни пуха, ни пера!», которого всем пожелали ректор аграрного университета Николай Колпаков, советник генерального директора Фонда содействия инновациям Иван Бортник, заместитель министра цифрового развития и связи Алтайского края Валерий Казаченко, заместитель начальника отдела технической политики Минсельхоза Алтайского края Алексей Калужский и директор Детского технопарка «Кванториум.22» Сергей Мансков.

Конкурс закончился, победители – 24 школьника, а всего принимало участие более 150 человек, представят Алтайский край на федеральном этапе. Все остальные участники, в том числе и я, останемся с поученным багажом знаний готовиться к покорению новых вершин!

Леонид Хиль, медиацентр Алтайского ГАУ ASAU-Media

Фото: Оксана Алехина

Источник:https://www.ap22.ru/paper/24-shkol-nika-predstavyat-Altayskiy-kray-na-vserossiyskom-konkurse-AgroNTI-2020.html