Городская газета «Вечерний Барнаул» в № 73 (5551) от 26 мая 2022 г. опубликовала статью, которая рассказывает о проекте студенческой команды Алтайского государственного аграрного университета по созданию в регионе производства растительного молока с наполнителями из ягод малины и облепихи. Оно может выступать в роли альтернативы традиционного коровьего молока в первую очередь для людей с непереносимостью лактозы.
Приводим выдержки из статьи. С полным текстом можно ознакомиться по ссылке.
Команда студентов Алтайского государственного аграрного университета разрабатывает проект по созданию в регионе производства растительного молока с наполнителями из ягод малины и облепихи. Главный технолог проекта – Дарья Яковлева, магистрантка биолого-технологического факультета. Изначально она занималась технологией производства растительного молока, затем перешла к добавкам из алтайского сырья – малины, облепихи, вишни. Сейчас проект не ограничивается уникальной рецептурой: чтобы выйти на новый уровень, к реальному производству, было решено объединить усилия разных факультетов. Сегодня в команде проекта пять студентов не только биолого-технологического, но и факультета природообустройства, а у его научной части два научных руководителя – технолог и экономист.
- Я как проектный наставник и кандидат экономических наук закрываю образовательные запросы ребят по своему направлению, – рассказывает один из научных руководителей проекта, ведущий специалист отдела сопровождения научно-инновационной деятельности АГАУ Инна Федулова. – Работая с командами не первый год, я сделала для себя интересное открытие: студенты неэкономических специальностей глубже понимают экономику проекта. Инженеры, технологи, агрономы лучше знакомы с технологическими процессами и точно понимают, что считают. Если Дарья готовит растительное молоко, то она знает, сколько нужно овса для получения одного литра напитка. Знает, сколько в нем малины и сколько она стоит, что нужно сделать, чтобы продукт смог конкурировать на рынке по качеству и цене. Она проводит опыты и учитывает все нюансы, которые могут возникнуть в процессе производства.
Выбирая алтайское
Растительное молоко, которое мы встречаем в магазинах, делают из овсяной муки, не задействуя оболочку зерен, в которой содержится множество питательных веществ. Студентка аграрного вуза берет цельный овес, размалывает его и готовит полезный напиток.
- Я была на втором курсе бакалавриата, когда начала работать с растительным молоком, тогда было очень мало производителей на рынке: только одна марка овсяного, гречневого и различные иностранные продукты, – вспоминает Дарья Яковлева. – И мы с научным руководителем Валентиной Николаевной Гетманец решили сделать растительное молоко сами, чтобы в дальнейшем это могло вырасти в производство. Те, кто дегустировал наши пробные образцы, говорили, что получилось даже вкуснее того, что уже есть в магазинах. Далее решили дополнить продукт различными наполнителями. Так мы пришли к овсяному молоку с малиной, облепихой или вишней, то есть традиционными для нашего края ягодами.
За счет местного сырья, даже если рынок наполнится растительным молоком, этот продукт все равно останется уникальным. А еще, по расчетам студенческой команды, более доступным. Ведь Алтайский край занимает одну из лидирующих позиций по выращиванию овса.
На расширение
Первый опыт бизнес-планирования ребята получили на «Фабрике бизнес-идей». Команда расширилась с участием в образовательной программе «Университет 20.35». Студенты начали всесторонне изучать возможности реализации продукта, в проект добавились сильные в продвижении товара ребята. Они проводили дегустации, в которых участвовало около 200 человек, опрашивали потенциальных потребителей. Проект уже стал победителем международной игры «Начинающий фермер» на региональном этапе, участвовал в краевом «Молодежном бизнес-поединке». Все это является частью программы развития технологического предпринимательства, реализуемой в Алтайском государственном аграрном университете. В планах подача заявки на грант по программе «Студенческий стартап».
Сейчас команда из АГАУ трудится над вопросами продвижения продукта, прорабатывает каналы реализации, оценивает рынки соседних регионов, обдумывает возможности питания детей с непереносимостью лактозы. Проблема не только ценовой доступности для детских садов: продукт должен пройти ряд исследований и доказать свои полезные свойства. - На данный момент мы занимаемся документацией, потому что имеем дело с пищевой продукцией, соответственно, нужно много сертификатов. Намерены запатентовать продукт. Также нужно получить лицензии, а так как продукт новый, на него нет ГОСТов – он относится только к ГОСТу на безалкогольные напитки. Это значит, что нужно разрабатывать свои ТУ или СТО и декларировать их. На все документы уйдет как минимум год, – оценивает Дарья Яковлева. – Мы рассматриваем возможность рекомендовать наше растительное молоко для питания детей, а это еще больше исследований и документов.