Краевая газета "Алтайская правда" в № 127(30747) от 15 июля 2022 г. (С. 5) опубликовала материал известного журналиста Татьяны Кочетыговой, в котором ректор Алтайского государственного аграрного университета Николай Анатольевич Колпаков рассказал о том, что университет делает для совершенствования подготовки кадров для АПК
Вопрос назрел
Продолжить разговор на страницах газеты о дефиците кадров в сельхозпредприятиях края и усилиях Алтайского государственного аграрного университета по их восполнению согласился ректор Николай Колпаков.
- Мне всегда обидно, когда в адрес вуза звучат упреки в нехватке кадров на селе. На мой взгляд, эта проблема носит комплексный характер. Расскажу, как я выбрал профессию агронома.
Я сам родом из c. Зудилово Первомайского района. В 8 классе увидел по телевизору передачу «Сельский час», в которой рассказывалось, как главный агроном совхоза добился проведения ветки железной дороги для удобной вывозки свеклы. Я подумал: «Какой важный человек – агроном!» И после окончания школы поступил в наш сельхозинститут. На втором курсе по собственной инициативе устроился работать помощником комбайнера в совхоз «Повалихинский» Первомайского района. На следующий год меня пригласили бригадиром овощеводческой бригады. После 4 курса на производственной практике также работал бригадиром в совхозе. Три года после института работал по специальности. Я до сих пор с ностальгией вспоминаю работу на полях. Приходишь весной на участок, земля такая неприглядная, потом провели боронование, почва задышала и началась посевная. И тут уже от тебя зависит, каким будет урожай. Потом прополка, культивирование, полив, уборка. Осенью все, выдыхаешь, ты сделал, что от тебя зависело в этом году и радуешься урожаю.
Потом наука переманила, поступил в Тимирязевскую академию. После аспирантуры в 1991 году пришел ассистентом на кафедру и со временем стал ректором университета.
У нас в 1985 году был дружный выпуск. Мы с однокурсниками регулярно встречаемся раз в пять лет и интересуемся судьбой каждого. Все в основном устроились и до сих пор работают по специальности. Среди моих однокурсников такие известные на Алтае руководители сельхозпердприятий, как А.А. Балаков, А.Н. Иванов и другие.
Не те герои
- Николай Анатольевич, а сейчас что не так? Почему исчезла мотивация работать в хозяйствах?
- Героями нашего времени стали совершенно другие люди. Эффект 90-х от разрушения советских стереотипов проявился лет 15 назад. У современной молодежи другие жизненные ценности, они даже не задумываются о том, кто создает им все, что их окружает. В обществе совершено упустили значимость человека труда. Мы лет 10 назад начали обращаться в СМИ, бить тревогу, просить, чтобы больше внимания в прессе, на экранах уделяли человеку труда. Нам говорили: платите и все будет. Забота о возрождении престижа аграрных профессий должна стать государственной политикой. В одиночку вузу ничего сделать нельзя.
- Как вы популяризируете профессии человека сельского труда?
- Сейчас совместно с телекомпанией «Катунь 24» мы начали крупный медиапроект «Поколение АГРО». Он задуман, как реалити-шоу об аграрных профессиях. В этом году начали с профессии агронома. Трое наших студентов во время прохождения производственной практики в реальных хозяйствах края целый год под камерами проходят путь от их первой посевной до уборочной. На следующий год планируем рассказать о других профессиях.
Практика
- А у вас есть поля, опытные участки при университете, где ребята получают первый опыт практической работы?
- Конечно, у нас опытная сельскохозяйственная станция (265 га земли, своя техника), конеферма, виварий, где наши студенты получают первичные профессиональные навыки.
Здесь мы активно работаем с агробизнесом. Компания «Сингента» предоставляет препараты для защиты растений, компания «Агросигнал» обеспечила нашу технику специальными датчиками для реализации проекта «Цифровое поле». Все это позволяет студентам овладеть современными технологиями.
- Насколько высок уровень подготовленности абитуриентов, которые к вам приходят?
- Оставляет желать лучшего. Сегодня 60% школьников уходит из школы после 9 класса. Боятся ЕГЭ. Из 40% оставшихся не все выбирают предметы ЕГЭ, необходимые для поступления в наш вуз. По физике, биологии, химии, профильных для нас предметах, имеется дефицит учителей в селах. Мы пытаемся как-то решить эту проблему. Открыли аграрные классы на базе вуза, в которых наши преподаватели ведут занятия в школе, школьники на каникулах приезжают в университет, живут в студенческом общежитии. Преподаватели готовят их по профильным предметам, в свободное время школьники знакомятся со студенческой жизнью. Но этих наших усилий не вполне достаточно. С 2022 года университет начал прием на программы среднего профессионального образования на базе 9 классов. Сейчас это «Агрономия», «Ветеринария», «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования», на следующий год добавится еще две специальности.
Каждый год к деканам приходят руководители хозяйств и просят выпускников. Порой на одного студента приходится до 5 заявок от работодателей. У деканов первый вопрос: сколько человек они нам направили на обучение? Оказывается, никого...
Многие наши выпускники по окончании вуза трудоустраиваются в агроснабженческих, дилерских центрах. Ведь сейчас многие сельхозпредприятия ориентированы на аутсорсинг, консультационные услуги.
- Человек ищет, где лучше?
- Безусловно. Наши выпускники через 3-5 лет работы в хозяйстве приобретают богатый практический опыт, квалификацию и из-за общего дефицита специалистов начинают менять место работы: их просто перекупают, обещая большую зарплату, лучшие жилищные условия. Не все предприятия могут конкурировать по уровню зарплате на рынке труда.
Там, где лучше
- Какие формы поддержки молодых специалистов на селе действуют сейчас?
- В государственной программе комплексного развития сельских территорий есть важное положение. Если сельхозпредприятие берет нашего студента на практику по его специальности, то государство компенсирует хозяйству 90% зарплаты и стоимости найма жилья. Сегодня наши выпускники, которые едут на село работать в хозяйства, получают господдержку в полмиллиона, раньше давали всего 300 тыс. рублей.
В этом году уже при вручении дипломов 5 выпускников агрономического факультета получили сертификат господдержки. Выпустили 19 человек, но кто-то дальше пойдет учиться, кто-то в армию, кто-то еще определяется с работой.
- Что нужно еще предпринять государству, чтобы молодежь поехала в село?
- Мы давно говорим о том, что нужно на уровне государства информационно поддерживать реальный сектор производства, в том числе и сельское хозяйство.
Бизнес уже пошел в университет для содействия в подготовке кадров. Крупные компании, такие как, «Ростсельмаш», «Сингента», «Мустанг-Сибирь», «Август», «ЭкоНива – техника» создают брендированные аудитории для практических занятий студентов, оснащают помещения мультимедиа, предоставляют в пользование современную технику, оборудование и т.д.
Недавно министр образования и науки РФ озвучил проблемы и траектории развития отечественной системы высшего образования. Работодатели не приняли бакалавров, считая таких специалистов незавершенным проектом. Сейчас нужно поразмыслить и все, что есть позитивное в Болонской системе образования, оставить, остальное развить до требуемого уровня.
Еще одна проблема: преподавателей вузов завалили бумагами. Государственная аккредитация вуза также зависит от качества оформленных документов
Не все может быстро получиться в совершенствовании подготовки кадров. Но начинать эту работу надо сейчас. Нужен комплексный системный подход, надо включаться всем вместе: государственным структурам, обществу и работодателям.