«Сельская Сибирь» - информационно-аналитический журнал, представляющий актуальные вопросы агропромышленного комплекса Сибири и Урала, тенденции развития отрасли, новые технологии, изменения законодательства, является «путеводителем» и помощником для профессионалов отрасли, а также представляет продукцию и технологии производителей. В № 2 журнала за 2022 г. опубликовано интервью ректора Алтайского государственного аграрного университета Николая Анатольевича Колпакова, в котором обсуждается тема зависимость отечественного растениеводства от импортных сортов и перспективы рынка сортов отечественной селекции. Приводим фрагмент публикации. 

- В сельхозпроизводстве в России в целом и в Алтайском крае в частности, достаточно велика доля, прежде всего, сортов и гибридов сортов технических и масличных культур, таких как рапс и подсолнечник, а также овощных культур и картофеля. У многих фермеров спросом пользуются зарубежные сорта зерновых, например, немецкой селекции.
Но здесь важен такой момент: что мы понимаем под «импортными» сортами и гибридами? Это сорт или гибрид, произведенный зарубежной компанией, и потом семенной материал поставляется в Россию? Или, например, создано совместное с иностранной компанией предприятие, и семеноводство сконцентрировано в России - как тогда в этом случае назвать эти сорта, наши или зарубежные?
Рынок наполнен разными предложениями, и сельхозтоваропроизводители четко отслеживают результативность своей работы. Экономика всегда будет диктовать и определять приоритеты в выборе тех или иных сортов. Если фермер, проведя расчет, понимает, что приобретая дорогие импортные семена, он тратит на 15% больше, но урожайность при этом в 1,5 раза выше, то выбор для него очевиден. И он будет покупать этот импортный сорт, ища обходные пути: через соседние страны-бывшие республики СССР, например. Да, это будет дороже, но, повторяю, экономика будет играть определяющее значение.

Доля импортных семян, используемых аграриями, разнится в зависимости от культуры. Например, по рапсу доля импортных сортов и гибридов в хозяйствах Алтайского края достигает 70-75%. По подсолнечнику соотношение отечественных и импортных сортов примерно 50 на 50. Если говорить об овощных культурах, то ситуация еще сложнее. В овощеводстве защищенного грунта 80-90% это импортные гибриды. В овощеводстве открытого грунта соотношение отечественных и импортных сортов и гибридов опять же 50 на 50. -

О быстром переходе на отечественный семенной материал пока говорить рано. Во-первых, сначала нужно создать новые сорта, которые бы или не уступали зарубежным аналогам, или превосходили их, а затем обеспечить большое предложение их на рынке семян. По ряду культур (овощные, технические) современный селекционный процесс направлен на создание гибридов с определенными характеристиками: однородность растений и их продуктовых органов, устойчивость к определенным заболеваниям, безусловно продуктивность и др. Создание гибридов, использование эффекта гетерозиса существенно увеличивает урожайность культур. Но это достаточно сложный и затратный процесс, требующий обширной коллекции исходного материала и расшифровки генома растений.
Нельзя сказать, что у отечественных селекционеров нет достойных разработок. Но надо понимать, что скорость выхода на рынок этих сортов и гибридов, рост объема их семеноводства не могут быть быстрыми. Это не одномоментный процесс, он длится порядка 4-5 лет с момента государственной регистрации селекционных достижений и до завоевания им лидирующих позиций на рынке. При этом нашим селекционерам приходится работать в условиях жесткой конкурентной среды, где действуют крупные зарубежные компании, которые имеют большой кадровый потенциал, мощную лабораторную и производственную базу, и которые постоянно выводят на рынок свои новые разработки.

Главный стимул перехода на отечественные сорта – экономический, о котором мы уже говорили. Второй момент – доступность отечественного семенного материала. Еще раз хочу подчеркнуть: говоря об «импортном» семенном материале, надо понимать, что размножение большинства сортов зарубежной селекции ведется на территории России на площадках совместных предприятий, например, «Германский семенной альянс», который в 2018 году открыл собственный селекционно-семеноводческого центр в Липецкой области.
Если говорить об однолетных культурах, то тут все более-менее понятно. А вот если возьмем культуры двулетнего цикла – капуста, морковь, например, то двулетники требуют выращивания маточников в первый год и только на второй год получают семена. Есть две технологии: беспересадочный и пересадочный способ выращивания. Беспересадочный способ не требует уборки, хранения и посадки маточников. Семена будут получены на том же поле, где посеяны, и этот способ существенно дешевле. Но это возможно лишь там, где мягкие зимы. Как правило, этим занимаются предприятия с высоким уровнем агротехники в Южной Европе. И как тут быть, когда компания – российская, сорт или гибрид отечественной селекции, а семеноводство ведется в Италии, например, и затем семена ввозятся в Россию?

Для того, чтобы иметь гарантированные урожаи, аграрии всегда будут стремиться к тому, чтобы высевать в рамках одной культуры 2-3 сорта. Будут ли это сорта отечественной или зарубежной селекции – ответ зависит от их урожайности, продуктивности и экономических результатов выращивания. Я думаю, что уйти от зарубежных сортов – не самоцель. Важен результат. В конечном счете, только от валового сбора будет зависеть продовольственная безопасность страны, прежде всего, объем произведенного зерна, как для внутреннего потребления, так и для экспорта.

Семеноводство