Сайт краевой газеты "Алтайская правда" разместил материал известного журналистса Евгения Платунова , посвященный тому, как как влияет погода на объемы и качество алтайского мёда нового урожая и как легко ли отличить настоящий продукт от фальсификата. В качестве эксперта выступил к.б.н., доцент кафедры частной зоотехнии Алтайского государственного аграрного университета Алексей Попеляев.

«Пока условия нормальные»

Вторая половина июля – обычный период времени, когда начинают качать мед.

– Бывает, что в разные годы можем раньше или позже на одну-две недели вести эту работу, – уточнил Алексей Попеляев, практикующий пчеловод, доцент кафедры частной зоотехнии Алтайского государственного аграрного университета. – Это варьируется в зависимости от погоды. Но, конечно, сегодняшний мед – не самый первый, который откачали. Основной вид сбора только начинается, и пока рано судить, чем он будет отличаться от прошлого сезона 2023 года. Я на своем хозяйстве тоже начну качать в ближайшие выходные.

Погодные условия могут опять измениться в любой момент, и гарантировать, будет ли все хорошо или, наоборот, плохо, из пчеловодов никто не решится.

По наблюдениям людей с опытом, несмотря на аномальную жару в крае, ранее прошедшие весной дожди смягчили все же условия для большинства растений-медоносов.

– Само собой, что и жара – не лучший вариант, чтобы продуцировать нектар. Но есть разные другие факторы. Пока условия нормальные. Но, например, завтра пройдет град, все выбьет. И, как говорится, приехали, – высказал опасения ученый-пчеловод.

Не все выходят из тени

Но у пчеловодов края не первый год есть шанс взять привычные объемы меда и количеством, невзирая на колебания погоды. Ведь по разным оценкам Алтайский край давно обогнал по числу пчелосемей такого признанного давнего лидера отрасли, как Башкирия.

– Когда в этом году в Уфе наша делегация побывала с визитом, то, как я и ранее подозревал, в этой республике пчеловоды давно указывают все свои текущие данные о деятельности, ведя максимальную статистику, – подчеркнул Алексей Попеляев. – А у нас в подобную статистику многие пчеловоды не попадают. Потому что любят тишину, работая «втемную». Если бы у нас аккуратно все регистрировались, то по всем официальным данным давно были бы впереди других медовых регионов. Но многое зависит от властей, их отношения к нашей отрасли, к условиям, в которых вынуждены действовать пчеловоды.

Но как раз отсутствие регистрационных подтверждений о количестве пчелосемей бьет по теневым пчеловодам в острых конфликтных ситуациях, когда происходит потрава пчел во время обработки фермерами своих полей от вредителей.

– Меньше ли стало таких конфликтов в сравнении с прошлыми годами, тоже рано пока утверждать, – говорит доцент Попеляев. – Ведь рапс – основная культура у нас для таких обработок, а он пока цветет. И как раз из-за способов избавления от вредителей рапса споров сейчас у пчеловодов и растениеводов куда больше, чем в 2023 году.

К спорным, а потом и к судебным коллизиям приводят изначально те же биологические факторы, прежде всего объемы размножения вредителей. Если погода благоприятствует их росту, то, разумеется, и травить их будут чаще.

– Проблема еще и в том, что у нас аграрии такую работу ведут уже по факту. Когда большая вспышка и все уже поле охвачено, только тогда и начинают быстро травить, – сетует эксперт. – Если бы угрозу вовремя выявляли, то и обходились бы более щадящими методами. Нужно искать консенсус, чтобы не пришлось потом судиться. Опыление рапса пчелами нивелировало бы как раз те потери аграриев, из-за которых они вынуждены прибегать к обработке полей химикатами.

Отличать от подделки

По наблюдениям наших пчеловодов, подрывающие к ним всем доверие производители медового продукта продолжают уверенно присутствовать на рынке.

– То, что ими предлагается, не имеет ничего общего ни с медом, ни с пчелами, – возмущается Алексей Попеляев. – Но они хорошо научились организовывать ярмарки. Например, у всех на виду есть некая «Ярмарка башкирского мёда». Но там нет ни меда, ни представителей из Башкирии, и есть дорогая и сомнительная по качеству экзотика с громкими названиями для скорейшей реализации.

Продавцы таких продуктов действуют на психологию покупателя по принципу «тот же назем, но издалека везем». Пользуются спросом те виды меда, которые отсутствуют в регионе. Например, хочется многим попробовать липового. В крае есть всего одна липовая роща и в краевом масштабе появления липового меда местного происхождения придется ждать очень долго.

– Сейчас ничто не мешает недобросовестному продавцу разогреть старый мед, чтобы выдать его за свежий, – привел ученый еще один пример ухищрений фальсификаторов. – Надо смотреть на природные факторы. Если уже в начале июня продают, например, гречишный мед этого года сбора, а гречиху в это время только посеяли, то сразу виден подвох. Кто-то этого не знает, кто-то забывает. Ведь не каждый горожанин с природой на «ты», но каждый может свериться по Интернету с периодом цветения определенного растения-медоноса. В крае в реализации первым медом уже был продукт из акации (меньше, чем в прошлом году). Потом были откачаны меды из донника. И уже качают дягилевый мед. Начнется откачка медов разнотравных.

Цена изменится

По законам экономики у меда, как и у любого другого продукта, была и есть своя себестоимость. Даже если в конечных объемах сладкого продукта окажется меньше, пчеловод не забудет о тех затратах, которые он понес во время очередного сезона. Их, чтобы не сработать в убыток, заложат в стоимость продукта.

– Горюче-смазочные материалы растут в цене. Дороже стала вощина. Поэтому не думаю, что случится большой скачок, но небольшое увеличение будет, – подчеркнул пчеловод.

Руководитель пчеловодческого репродуктора из Змеиногорского района Андрей Жабин тоже прогнозирует увеличение цены на продукцию.

– Многие же бывают на автозаправках и видят там скачки цифр. Не пешком же и мы тоже ходим во время своей работы, – грустно пошутил селянин.

Земляки Жабина тоже заметили рост цены.

– Если в прошлом году литр меда стоил в Змеиногорске чуть больше 300 рублей, то сейчас его у нас предлагают по цене в 450 рублей, – отметила Евгения Скоробогатова, начальник отдела по труду и развитию предпринимательства комитета экономики районной администрации.

Справка
В регионе сейчас более 7000 пасек, из них крупными производителями считаются только около 40. Последние годы в крае получают свыше 8 тыс. тонн меда. У производителей есть примерно 400 видов продукции. Среди лидеров по производству меда Ельцовский, Залесовский, Красногорский, Краснощёковский и несколько других районов.

567