Вышла из печати новая монография, подготовленная при участии ученых Алтайского государственного аграрного университета: Иванов А.В. Россия в средокрестии пространств и времен (опыт синтетического цивилизационного подхода). Барнаул: Новый формат, 2025. 303 с.
Слово «средокрестие» в названии книги – вовсе не результат словотворчества авторов в стиле окказионализмов Велимира Хлебникова, а реальный термин. Средокрестие - в церковной архитектуре есть место пересечения главного нефа и трансепта, образующих в плане крест. Это та часть храма, над которой возводится купол. Россия, таким образом, символически соотносится с куполом храма, осененным крестом, - образ не только красивый, но и семантически емкий, и, в то же время, наглядно иллюстрирующий авторскую концепцию роли России в истории цивилизаций Евразии и современной геополитике.
В библиографическом описании монографии указан лишь один автор- д.филос.н., профессор, директор Центра гуманитарного образования Алтайского ГАУ Андрей Иванов. Но в авторский коллектив также входят известные ученые вузов и научно-исследовательских центров Барнаула и СО РАН: д.филос.н. профессор Юрий Попков, д.филос.н., доцент Ирина Фотиева, д.филос.н., профессор Михаил Шишин и к.филос.н, доцент кафедры гуманитарных дисциплин АГАУ Татьяна Артамонова.
В основу монографии лег материал, созданный авторским коллективам в результате многолетней совместной работы в рамках исследовательских проектов.
Первый раздел монографии посвящен теме межцивилизационных взаимодействий и временных связей между мегацивилизациями Востока, Запада и Северной Евразии.
«Россия, цивилизационно сформировавшаяся после Востока и Запада, впитавшая их культурные достижения и занимающая огромные пространства Северной Евразии, не может не иметь своей особой цивилизационной миссии, своего призвания и места в мировой истории», - констатирует д.филос.н., профессор Андрей Иванов.
Во втором разделе книги д.филос.н., профессор Андрей Иванов и д.филос.н. профессор Института философии и права СО РАН Юрий Попков развивают понятие «цивилизационного коридора» - торгово-транспортного пути, связывающего мегацивилизации. Эффективно действующие цивилизационные и межцивилизационные коридоры – это узы, которые призваны сплачивать людей, народы и цивилизации.
По мысли авторов в становлении и развитии России как великой евразийской и мировой державы огромную роль играли и будут играть 3 широтных цивилизационных коридора (Великая степь, Транссиб и Северный морской путь) , а также 4 меридиональных коридора: 2 речных и морских, лежащих в европейской России (Днепровско-Черноморский и Волжско-Каспийский); и 2 сухопутных, расположенных в Зауралье (Алтай-Гималаи и Бурятия-Монголия-Тибет).
Эти 7 коридоров обеспечили связи России не только с Востоком и Западом, но также с Севером и Югом Евразии, обусловили ее срединное геополитическое, геоэкономическое и геокультурное положение. Даже особый русский характер, в основе которого лежит отзывчивость, чувство взаимопомощи, как утверждают авторы, - результат существования русских на перекрестке (или «средокрестии») этих 7 цивилизационных коридоров.
«Кто владеет цивилизационными коридорами, а, главное, развивает и информационно продвигает их, - тот объединяет всю Евразию на своих правилах “цивилизационной игры”», - делают вывод авторы.
Кстати, именно в геополитической борьбе Запада и России за контроль над Днепровско-Черноморским меридиональным коридором авторы видят причины многих военных конфликтов прошлого и. конечно, нынешнего, на территории Украины.
Российская цивилизация, таким образом, со своим срединным положением между Востоком и Западом, со «средокрестием» цивилизационных коридоров претендует на роль нового объединителя человечества. Но это в свою очередь ставит вопрос о ее собственных цивилизационных основах существования.
Именно духовным основам и принципам политической организации, которые, как считают авторы, максимально соответствуют роли России в истории цивилизаций и современной геополитике, посвящен третий раздел книги.
Так, например, авторы считают, что территориально-корпоративный принцип демократии и формирования представительной власти, который предлагался еще в XIX в. М.М. Сперанским в проекте создания Государственной Думы или был на практике реализован в деятельности Советов в период СССР, наиболее эффективным для России.
Нестяжательство как одна из главных культурных ценностей российской цивилизации должна стать противовесом культу материального потребления, господствующему на Западе, и определять как деятельность государственной власти, так и частную жизнь человека.
Возвращаясь к заложенному авторами книги в ее название символическому образу России как «средокрестию» мегацивилизаций, как своего рода куполу земного мира, можно констатировать, что у России в будущем есть все предпосылки стать духовным и геополитическим лидером по переходу человечества к совершенно новому цивилизационному укладу – «ноосферной эпохе», лишенной конфронтаций и отказавшейся от мировоззрения индивидуализма.
Новая книга уже доступна в библиотеках Барнаула.


