Один из самых замечательных русских поэтов XIX века, «певец природы и любви» Афанасий Афанасьевич Фет. Чайковский называл его поэтом-музыкантом, считая эталоном творчества: «часто Фет напоминает нам Бетховена. Подобно Бетховену, ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова». На стихи Фета Чайковский написал свой первый юношеский романс «Мой гений, мой ангел, мой друг...», а позже - известнейшие романсы «Не отходи от меня», «Я тебе ничего не скажу», «Уноси мое сердце...».
Фет был совсем молод, когда его стихи привлекли внимание именитых композиторов. На каждом музыкальном вечере, в каждом литературном салоне исполнялся романс Варламова «На заре ты ее не буди», ставший, как заметил Аполлон Григорьев, «песней почти народною», и «Давно ль под волшебные звуки».
Позже романсы на стихи Фета написали Чайковский, Римский-Корсаков, Полина Виардо, которая, хоть и не считала себя композитором, выпустила альбом романсов из двенадцати стихотворений: семь Пушкина и пять Фета. Более двухсот великолепных романсов создали русские композиторы на стихи Афанасия Фета, и все они стали вокальной классикой, подчеркивающей вечное взаимопроникновение поэзии и музыки.
Выразительная, образная и мелодичная - поэзия природы и любви:
Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идёт, и плачет, уходя.
Два мира властвуют от века,
два равноправных бытия:
один объемлет человека,
другой - душа и жизнь моя.
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.