Генрих Манн вошел в мировую литературу как прозаик острой социально-политической проблематики, обличитель современного ему немецкого буржуазного общества. Его произведения входят в классику политической сатиры ХХ века и являются продолжением традиций немецкой сатирической литературы. Путь Генриха Манна как литератора начинается с романа «Земля обетованная», тепло встреченного читателями. Следующие его книги «Богини, или три романа герцогини Асси», «Учитель Гнус», «Маленький город» становятся в Германии бестселлерами, однако за границей его имя оставалось практически неизвестным по причине общей изоляции немецкой культуры из-за политической ситуации перед Первой мировой войной. В 1914 году за месяц до начала Первой мировой войны закончил одно из самых значительных своих произведений - роман
"Верноподданный", которым открывается трилогия "Империя", продолженная в романах "Бедные" (1917) и "Голова" (1925). Книга была распродана в первые две недели тиражом почти в 100 тыс. экземпляров. Она снискала автору огромное уважение, несмотря на то, что писатель высмеивал немецкое общество и объяснял, как политическая система страны привела к войне. В этом романе Генрих предугадал тип фашиста. Почти за 20 лет до того, как фашизм пришел к власти, он проницательно обнажил его духовную низость.
Занимался публицистикой - выпустил сборники статей, направленных против нацизма: Ненависть" (1933), "Настанет день" (1936), "Мужество" (1939). Вершина позднего художественного творчества Генриха Манна - дилогия о Генрихе IV: "Юность Генриха IV" (1935) и "Зрелость Генриха IV" (1938).