Станислав Теофилович Шацкий (1878- 1934)
В 1905 году среди детей и подростков рабочих окраин Москвы создал первые в России детские клубы Станислав Шацкий. Прославился он больше не как преподаватель, а как организатор новой воспитательной системы. Он показал, что «детей улиц» можно оторвать от уличной жизни. Шацкий создал успешный детский летний лагерь, где жизнь была построена на принципах полного самообслуживания и самоуправления. Станислав Шацкий организовал новую воспитательную систему.
Позже Шацкий создал Первую Опытную Станцию, включавшую в себя ясли, детские сады, площадки, систему школ 1 и 2 ступени и внешкольные учреждения. Знаменитый американский педагог и социолог Джон Дьюи, приехав на Станцию, не поверил своим глазам. Он заподозрил обман и вставал раньше всех, чтобы тайком наблюдать за жизнью детей и педагогов. Убедившись в правдивости, он подарил Станиславу Теофиловичу свою фотографию с надписью: «Я уезжаю от Вас с чувством большого уважения к той стране, в которой возможны такие замечательные педагогические дела».
Станислав Теофилович Шацкий - один из ярких представителей российской социальной педагогики. Заслуга Шацкого в том, что предметом исследования он сделал влияние на социализацию ребенка условий окружающей его микросреды. Шацкий первым разработал такие важные вопросы в педагогике, как самоуправление учащихся, воспитание как организация жизнедеятельности школьников, лидерство в детском коллективе. Главная задача школы, по мнению Шацкого - приобщение детей к культурным ценностям человечества.
Станислав Теофилович показал на практике, как важно развивать детскую самодеятельность. Он считал необходимым воспитывать в детях такую самостоятельность, которая отвергает излишнее вмешательство взрослых. Шацкий смог решить проблемы воспитания детей в коллективе в процессе трудовой деятельности. Он считал, что направленный умеренный труд способствует всестороннему развитию ребенка.
Шацкий высказывал идеи о необходимости гармонизации школьной жизни: учеба должна сочетаться со свободными занятиями, которые выбирают сами дети, а интеллектуальный труд должен дополняться практической деятельностью в различных клубах, секциях, кружках. Ученый говорил о важности эстетического начала - знакомство детей с различными видами искусства помогает развивать эмоциональные и познавательные качества.