Леонид Андреев
21 августа исполняется 152 года со дня рождения писателя Леонида Андреева (1871-1919), представителя Серебряного века русской литературы. На небосклоне русской литературы начала ХХ века фигура Л.Н. Андреева выделяется какой-то особой мрачностью и загадочностью.
Леонид Андреев родился в Орле, в семье землемера. Отец был незаконнорожденным сыном дворянина, мать происходила из обедневших дворян. С раннего возраста Леонид много читал, хорошо рисовал. Окончил орловскую гимназию, известно, что учился плохо, пропускал занятия. Позднее Леонид Николаевич вспоминал, что учился без удовольствия и даже «скверно», а вот читал много. Это были не только книги Жюля Верна, Эдгара По, Чарльза Диккенса, соответствующие его возрасту, но и вполне «взрослые» сочинения - критические статьи Д.И. Писарева, философские работы А. Шопенгауэра. Позже в ряду своих главных учителей он назовет Библию, Льва Толстого и Ницше. Ярко проявлялся его талант художника. С юных лет Л. Андреев был уверен, что станет знаменитым писателем.
Неоднократно пытался покончить жизнь самоубийством - однажды он лёг под поезд, пытаясь проверить философскую теорию, в другой раз решил рассчитаться с жизнью из-за несчастной любви, но всякий раз в состоянии глубокого отчаяния - от несовершенства мира и от осознания того, что все люди очень страдают.
Позднее писал о себе, что «отрицает» и «бунтует», судорожно искал и не находил ответов на главные вопросы - «о цели и смысле бытия, о Боге, о жизни и смерти».
Из Санкт-Петербургского университета Андреева отчислили за неуплату, но смог перевестись в Московский университет, где ему стали помогать друзья-студенты и орловское землячество. Учился на юридическом факультете.
Студенческие годы были бурными. В 1908 году в пьесе «Дни нашей жизни» Андреев опишет свои воспоминания, друзья, занятые в пьесе, даны под своими настоящими именами, что в те годы было редкостью. В годы учёбы, чтобы помочь семье, Андреев зарабатывал написанием портретов.
Занялся литературным творчеством также в надежде на гонорары за публикации. Однако первые рассказы Андреева автору вернули из нескольких редакций. Первая публикация состоялась в 1892 году в журнале «Звезда» - рассказ «В холоде и золоте».
Окончил университет, но адвокатской практикой занимался недолго. Работал судебным репортёром и журналистом. В газетах «Курьер» и «Московский вестник» он на протяжении пяти лет публиковал статьи и «фельетоны из зала суда» - под псевдонимами Джеймс Линч и «Л.- ев». О Леониде Андрееве заговорили как о писателе после выхода его рассказа «Баргамот и Гараська» (1898) - о полицейском, который пожалел орловского пьяницу накануне праздника Пасхи. Обращали на себя внимание своеобразие и яркая выразительность написанного.
Затем в 1901 году в журнале «Жизнь» появился рассказ Андреева «Жили-были». В том же году вышел дебютный сборник реалистических рассказов Леонида Андреева. Поддерживают интерес читателей и критики к писателю его рассказы 1902 года - «Мысль» и «Призраки». Рассказ «Бездна», впервые опубликованный в 1902 году в газете «Курьер», вызвал шок у большинства читателей и критиков. Андреев приобрёл скандальную известность.
Молодой писатель успел познакомиться с А. П. Чеховым, подружился с М. Горьким и по его рекомендации вошёл в московское Литературное объединение «Среда».
Другие заметные рассказы Андреева тех лет - «Ангелочек» (1899), «Город» (1902), «Жизнь Василия Фивейского» (1903), «Призраки» (1904). Антивоенная повесть 1904 года «Красный смех» (по крайне тяжёлым впечатлениям писателя от русско-японской войны) - об ужасе и безумии войны, с элементами гротеска - принесла Андрееву известность за пределами России.
Расцвет творчества Андреева - годы революции 1905 года. Он принял её с восторгом, помогал революционерам, за что подвергся преследованиям со стороны правительства. Довольно быстро Андреев меняет взгляды на революцию.
Уже в 1907 году он выпускает рассказы, где говорит о бесчестности, предательстве в революционных кругах: повесть «Иуда Искариот» (1907), рассказ «Тьма», в котором революционер предстаёт в «противном и злом освещении». После «Тьмы» Горький перестал общаться с Андреевым.
Пьеса «Жизнь человека» (1907) - философско-аллегорическая трагедия Андреева.
В «Рассказе о семи повешенных» (1908) Андреев показывает, что в результате бунта, в хаосе страдают многие люди, приносятся страшные жертвы.
С 1908 года Андреев подолгу живёт и работает в Финляндии, в собственном доме в деревне Ваммельсу. Он состоял в большевистской организации РСДРП, предоставлял свое жилье для сборов руководителей партии. Но вскоре, по неясным причинам, писатель в революции разочаровался. Горячо приветствуя Февральскую революцию, он категорически не принял революцию Октябрьскую. В 1914-1918 годы редактировал реакционную политическую газету «Русская воля». В произведениях Андреева всё отчётливее звучат разочарование и скептицизм.
Остался незавершённым философско-этический роман Андреева «Дневник Сатаны». В глазах писателя современный человек ведёт себя хуже самого дьявола, поскольку и злее, и хитрее нечистой силы. Отмечают роман 1911 года «Сашка Жегулёв», герой которого, интеллигент-одиночка не в состоянии противостоять жестокости и несправедливости мира.
Современники вспоминают разного Андреева. Великолепный рассказчик, живой и общительный человек, любитель всяких дружеских розыгрышей, он мог быть и другим: мрачным, раздраженным, погруженным в себя. В нем как будто постоянно боролись тьма и свет, надежда и отчаяние. Ему суждено было стать одним из «властителей дум» своего времени, потому что его книги, как темное зеркало, отразили все, что волновало Россию: вечные поиски истины, душевную смуту и предчувствие близкой катастрофы.
Главной темой его творчества стали осуждение социальной несправедливости и неравенства. Андреев серьёзно анализировал человеческую жизнь с точки зрения морали и философских учений. Нередко он чрезмерен и беспощаден в своих оценках человека и жизни. Один из самых обсуждаемых писателей в русской литературе, чьё творчество сложно воспринять и оценить однозначно. Но точно можно назвать его летописцем несовершенства человеческой природы. В силу человеческого разума писатель-скептик не верит. Один из главных вопросов, которые его волнуют и даже мучают, - вера, духовность. Творчество Андреева считают во многом богоборческим, он развивает идею богооставленности.
Умер в 1919 году в Финляндии, куда окончательно эмигрировал сразу после октябрьской революции, открыто заявив о своем неприятии советской власти. Невольно став эмигрантом, оказавшись в Финляндии, Леонид Николаевич разрывался между тоской по Родине и невозможностью принять новый режим. «Нет России, нет и творчества», - писал он незадолго до смерти. Был похоронен в Ваммельсу. В 1956 году прах писателя был возвращен родной земле и покоится на Литературных мостках Волкова кладбища в Петербурге.