В 2023 году исполняется 150 лет со дня рождения В. Я. Брюсова, русского поэта, прозаика, критика. Валерий Яковлевич Брюсов - один из родоначальников поэзии символизма России, писатель, переводчик, литературовед. Он вступил в русскую литературу как поэт-новатор. Его роль в утверждении символизма, как высокого стиля русской поэзии, общепринята и неоспорима.
Обладая энциклопедическими знаниями и потребностью к эстетически совершенным формам, Брюсов смело экспериментировал со стихотворными размерами и стопами, с психологическими тайнами человека и абстрактными метафорами, дабы вновь утвердить поэзию на пьедестале русской культуры.
Я дорожил минутой каждой,
И каждый час мой был порыв,
Всю жизнь я жил великой жаждой,
Ее в пути не утолив, - так определил свой творческий путь Валерий Яковлевич Брюсов, создатель и признанный лидер русского символизма.
Валерий Брюсов родился 1 декабря 1873 года в Москве в зажиточной купеческой семье. Его предки имели слабость к сочинительству. Дед поэта со стороны матери, Александр Яковлевич Бакулин, был купцом и поэтом-баснописцем. Фамилией деда через много лет знаменитый внук будет подписывать некоторые свои произведения. Отец Валерия Яковлевича - Яков Кузьмич Брюсов, купец и тоже поэт-любитель, печатался в небольших изданиях, сочувствовал идеям революционеров-народников. Родители ограничивали доступ мальчика к религиозной литературе и пропагандировали теории Дарвина и атеизм. Несмотря на это, он получил великолепное образование в частных гимназиях.
«От сказок, от всякой "чертовщины" меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. Классическую литературу я знал плохо: не читал ни Толстого, ни Тургенева, ни даже Пушкина; изо всех поэтов у нас в доме было сделано исключение только для Некрасова, и мальчиком большинство его стихов я знал наизусть» (Валерий Брюсов).
Его личность являлась загадкой для многих современников, даже из числа близких ему людей. Поэт неоднократно повторявший, что живет для вечности и славы, меньше всего заботился о том, чтобы понравиться читателям, объяснить мотивы своих решений и поступков. Как писала литературовед Е. Иванова, «добиваясь же читательского поклонения, совсем не жаждал человеческого участия и сочувствия».
С отроческих лет выявился характер Брюсова. Он откровенно заявлял о стремлении «быть первым», более того - «стать великим». На страницах дневника Валерия Яковлевича есть любопытное признание: задавая себе вопрос, почему он мало записывал события, Брюсов отвечает: «Может быть, потому что успехов было мало, а о неудачах я писать не люблю. Совсем не то, что другие, которые выплакиваются в дневниках». Это желание быть победителем превращало упомянутый дневник поэта в летопись успехов, в котором он лишь изредка констатировал неудачи.
Именно таким «победительным» запечатлен Брюсов на известном портрете Врубеля, который он очень ценил и которым гордился. «После этого портрета, - признавался сам Брюсов, - мне других не нужно. И я часто говорю, полушутя, что стараюсь остаться похожим на свой портрет».
В 1893-99 гг. Брюсов являлся студентом историко-филологического факультета Московского университета. К этому времени относится увлечение сочинениями французских символистов, решение развивать символизм в русской литературе. В 1894-95 гг. Брюсов, скрываясь под именем Валерия Маслова, издает 3 сборника под названием «Русские символисты», в которых публикует переводы, собственные стихи и стихи других авторов.
В 1895 году выпускает сборник стихов «Chefs d'oeuvre» («Шедевры»). Для молодого Брюсова свойственна самовлюбленность и чувство превосходства над обыденностью. В это время он писал в дневнике: «Моя юность - юность гения». Для первого сборника и раннего творчества свойственны темы борьбы с устаревшим миром, желание уйти от будней и создать новый мир, подобный тому, что Брюсов находил в сочинениях символистов.
Молодой поэт активно экспериментирует с формой и рифмой стиха. Например, скандальный моностих «О, закрой эти бледные ноги» (1895), в котором литературная общественность видела как издевку над поэзией, так эротический подтекст или библейские мотивы. После университета работает в журнале «Русский архив», сближается с Бальмонтом.
Жизнь Брюсова являлась примером большого трудолюбия. Начитанность и эрудиция Валерия Яковлевича вызывали почтительное уважение у всех, кто с ним сталкивался. За пятьдесят с небольшим лет жизни он выпустил около восемьдесяти книг: писал не только стихи и поэмы, но и прозу, много переводил, особенно любимых им латинских и французских поэтов, знаменитого фламандца Верхарна. Брюсов был замечательным историком литературы, теоретиком стиха. Он усердно изучал творчество Пушкина, посвятил ему ряд своих глубоких исследований. Россия обязана Брюсову-литературоведу воскрешением в общественном сознании такого поэта, как Тютчев. Это сейчас нам кажется странным, что Тютчев, которого мы цитируем на каждом шагу, был на рубеже XX в. ценим лишь узким кругом знатоков поэзии. То же самое можно сказать и о другом великом поэте - Баратынском.
Валерий Яковлевич знал девять языков, включая древнегреческий и латынь, обладал математическим даром, считался одним из самых знающих литературоведов своего времени. Были у него и более экзотические пристрастия: он увлекался мистикой и старинными заклинаниями.
Литературная деятельность Валерия Брюсова поражает своей многогранностью. Он известен как автор повестей и романов, драматург, переводчик, теоретик искусства, историк литературы и литературный критик, исследователь стиха, журналист, редактор, педагог, организатор литературной жизни. Но в сознании современников и последующих поколений он был и остался, прежде всего, поэтом.
История культуры античного мира и эпохи Возрождения, философия, история математики, средневековые оккультные науки и многое другое входило в круг интересов Брюсова. В своем дневнике, перечислив все области наук, которые знал и которыми хотел бы овладеть, он записал: «Боже мой! Боже мой! Если бы мне жить сто жизней - они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня!»
Интеллектуал Брюсов к революционным событиям 1905-1907 годов относился противоречиво. С одной стороны, он приветствовал свободу каждого человека, но в тоже время отчетливо понимал, что революционная стихия - это разрушительная сила, в огне которой уничтожаются духовные ценности.
Отправившись в годы Первой мировой войны на фронт в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей», Брюсов опубликовал большое число корреспонденций и статей. В центре их стояли судьбы беженцев и раненных, жизнь и настроения в воинских частях. Именно здесь Брюсов одним из первых в истории журналистики использовал такой документальный материал, как фронтовые письма - найденные после боев письма из Германии о тяжелой участи оставленных ими семей, письма самих немецких солдат. Именно тогда, после девяти месяцев пребывания на передовой, поэт возвратился домой едва ли не убежденным пацифистом, осознав весь ужас человеческих потерь.
Созвучной его мыслям и чаяниям оказывалась Октябрьская революция, провозгласившая «мир всем народам». Поэт становится активным сторонником преобразований и даже членом партии большевиков. Валерий Яковлевич ведет огромную работу по сохранению культуры в советской России, возглавляет научные библиотеки, занимается вопросами художественного образования, является членом Государственного ученого совета при Наркомпросе, профессором Московского университета, председателем Всероссийского союза поэтов, редактирует журнал «Художественное слово» - и еще множеством дел по сохранению художественных ценностей.
Особое значение придавал Брюсов воспитанию нового поколения писателей и поэтов. Он считал, что обучить человека, не обладающего талантом, литературному мастерству нельзя, но дарование можно развить. Сложно сказать, к каким выводам привела бы Валерия Яковлевича дальнейшая жизнь, но болезнь внезапно ее оборвала. Это случилось через год после пятидесятилетия Брюсова, которое торжественно отмечалось в Большом театре в Москве.
Валерий Брюсов: жизнь и творчество
Брюсов Валерий Яковлевич (1873 – 1924) – русский и советский поэт, прозаик, редактор, переводчик. Один из первых русских литераторов, обратившийся к художественному направлению символизм.
Жизненный путь и творчество
Валерий Брюсов появился на свет в московской семье купца Якова Брюсова 1 (13) декабря 1873 года. Родители ограничивали доступ мальчика к религиозной литературе и пропагандировали теории Дарвина и атеизм. Не смотря на это, он получил великолепное образование в частных гимназиях.
«Юность гения» (1890-е – 1899).
В 1893-99 гг. Брюсов являлся студентом историко-филологического факультета Московского университета. К этому времени относится увлечение сочинениями французских символистов, решение развивать символизм в русской литературе. В 1894-95 гг. Брюсов, скрываясь под именем Валерия Маслова, издает 3 сборника под названием «Русские символисты», в которых публикует переводы, собственные стихи и стихи других авторов.
В 1895 году выпускает сборник стихов «Chefs d'oeuvre» («Шедевры»). Для молодого Брюсова свойственна самовлюбленность и чувство превосходства над обыденностью. В это время он писал в дневнике: «Моя юность – юность гения». Для первого сборника и раннего творчества свойственны темы борьбы с устаревшим миром, желание уйти от будней и создать новый мир, подобный тому, что Брюсов находил в сочинениях символистов.
Молодой поэт активно экспериментирует с формой и рифмой стиха. Например, скандальный моностих «О закрой эти бледные ноги» (1895), в котором литературная общественность видела как издевку над поэзией, так эротический подтекст или библейские мотивы.
После университета работает в журнале «Русский архив», сближается с Бальмонтом. С 1899 года Брюсов возглавляет издательство «Скорпион».
Дореволюционный период (1900-1917)
Брюсов отмечен в истории русской литературы как активный издатель и редактор. После «Скорпиона» он участвует в издании альманаха «Весы», одного из ведущих журналов русского символизма.
Каждый три года выпускает сборник стихов: «Третья стража» (1900), высоко отмеченная в творческой среде; «Граду и миру» (1903), «Венок» (1906), в которых обращается к образу города и гражданской лирике. Следующие сборники отмечены камерностью, задушевностью, простотой выражения мыслей и чувств: «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912).
В Первую мировую войну поэт уходит на фронт как корреспондент, создает патриотические стихи. Этот духовный подъем вскоре сменяется другими настроениями, полными предчувствия скорой гибели современного строя. В период Первой русской революции 1905-1907 гг. Брюсов создает драму «Земля» (1904) о гибели человечества, новеллу «Последние мученики» (1906) о конце жизни русских интеллигентов.
Советский период (1917-1924)
Революция 1917 года и установление новой власти были приняты Брюсовым с воодушевлением. Это отмечено в поэтической (пять новых сборников стихов), переводческой, просветительской и преподавательской деятельности. В Московском университете поэт читал лекции по литературе и истории. Принимал участие в становлении различных советских литературных и поэтических объединений.
В 1919-1921 гг. возглавлял Всероссийский союз поэтов. Создал Литературно-художественный институт (1921), возглавлял его как ректор, получил ученое звание профессора.
Поздние стихи Брюсова отмечены воспеванием нового советского строя, интересом к науке как источнику вдохновения, поискам новых звучаний и стихотворных форм.
9 октября 1924 года поэт умер из-за воспаления легких. Похоронен в Москве.