Ксения Букша «Но человека человек (три с половиной убийства)» (2023)
Перед нами четыре истории о психологическом насилии, которые заканчиваются смертью. Первая новелла рассказывает об умной, красивой девушке из интеллигентной семьи, которая влюбляется в ничтожного манипулятора. Вторая история - об отношениях в семье художников: он - интеллектуал, решивший посвятить себя только искусству, она - дизайнер, умеющая и деньгу заработать, и детей прокормить, и шедевр нарисовать; история их заканчивается по-петербургски мрачно. Третий текст - это стилизованный под ритмическую прозу монолог психопата о том, как травля его сделала убийцей. Последняя новелла рассказывает о профессоре, который вступал в любовные связи со своими студентками, а позже они умирали, доказать его причастность к их смертям не удалось.
Екатерина Манойло «Отец смотрит на запад» (2023)
Катя родилась в казахском поселке в смешанной семье: мать - русская, отец - казах. Семья развалилась и Катю взяла на воспитание русская бабушка. Девочка выросла, живет в Москве, работает звукорежиссером. До нее доходит известие о смерти отца, которого она не видела с детства. Девушка отправляется в Казахстан, чтобы принять наследство (от отца осталась квартира). Книга начинается как типичный роман о травме: злые взрослые не любят и всячески унижают ребенка, причем с особенной азиатской жестокостью. Катя так и не научилась защищаться и, став взрослой, продолжает испытывать неуверенность и страх перед грубыми мужиками. Однако в середине книги драма о девушке-жертве неожиданно набирает обороты и превращается в динамичный триллер. «Казахский» колорит придает повествованию особенную эффектность, но книга все же кажется ближе к сказочной «Дюймовочке» Андерсена или романам Диккенса.
Ислам Ханипаев. «Типа я. Дневник суперкрутого воина» (2023)
Восьмилетний мальчик Артур живет с «типа мамой» и «типа братом» в Махачкале. Артур - проблемный ребенок. В школе его травят, каждую субботу он должен посещать школьного психолога, а единственное существо, которому Артур доверяет - воображаемый друг «Крутой Али». Родную мать мальчик потерял несколько лет назад, теперь он хочет найти своего отца. Вместе с Крутым Али и внезапно обретенными друзьями они организуют «суперкрутую команду» и отправляются в увлекательное приключение по Махачкале. Повествование ведется от лица восьмилетнего мальчика и это главная находка автора: что на самом деле происходит в голове у обычного мальчика-второклассника? Правильно: бесконечный боевик, в котором он вместе с Крутым Али постоянно побеждает и всячески доказывает свою «крутизну». В этом воображаемом «крутом боевике», кроме драк, должна же быть и высшая цель: вот Артур и начинает искать родную семью, идеализируя на детский манер погибшую родную маму.
Ася Володина «Протоганист»
Актуальный академический роман - острый диалог в 9 античных масках, истории которых рифмуются с древнегреческими трагедиями. Мощный современный сюжет с элементами триллера и детектива, не отпускающий до самого финала. Автор книги - восходящая звезда русской литературы, финалист премии «Лицей», филолог и переводчик. Книгу рекомендуют известные писатели и критики: «Честная психологическая проза про настоящих, живых людей, помещенных в понятные и узнаваемые реалии».
Ася Володина «Часть картины»
Софья Львовна, «средняя учительница в средней школе», не по своей воле (или же по своей?) оказывается в центре конфликта, который приобретает масштаб трагедии. Мирного разрешения ждать не приходится: слишком много участников вовлечено, слишком много болевых точек затронуто. История одной учительницы, одной школы и одного общества.